На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
19:45, 17 July 2007

Д.Молотков о Страсбургском трамвае, мужских поступках и активной жизненной позиции. Интервью с депутатом

До определенного момента, имя Дениса Молоткова у большинства томичей немедленно ассоциировалось со словом "пассаж". Но некоторое время назад, молодой бизнесмен несколько изменил этот уже сложившийся стереотип - взял, да и избрался в Думу г.Томска. И начал вполне успешно трудиться не только на деловом, но и на политическом поприще, пополнив ряд молодых управленцев в городском Собрании. О том, из чего состоит жизнь томского депутата и бизнесмена - наша с ним беседа.

- Как, когда и для чего Вы пришли в политику?

Формально в политику я пришел 9 октября 2005 года, в Думу. Но у меня всегда была активная жизненная позиция, с детства. На месте никогда не сидел: был председателем совета дружины, потом в комитете комсомола школы, потом в комитете комсомола университета. Если я видел, что моих знаний, моего опыта хватает на то, чтобы что-то изменить, то я брался за это. Так и в бизнесе получилось.

- А когда Вы начали заниматься бизнесом?

Начал я заниматься бизнесом в 89-90 гг., когда все это еще только зарождалось в стране. С 91 года моя деятельность приобрела серьезность – и компания уже была, и определенные наработки, и опыт. В бизнесе я тоже долго не смог терпеть и смотреть на то, что вокруг происходит, и в 99 году был основан союз промышленников и предпринимателей, который сделал довольно много. На тот момент мы определяли вектор общественного мнения, говорили о проблемах, которые относились к бизнесу, налаживали конструктивный диалог с властью. Работая в союзе промышленников и предпринимателей г. Томска, на определенном этапе я понял, что необходимо идти уже непосредственно во власть, и все предполагаемые изменения системы воплощать в жизнь. И это сейчас происходит в Думе. Я добился своей цели: создал и возглавил комитет по экономике и развитию предпринимательства, убедив своих коллег, что он необходим. И за полтора года работы в Думе мы действительно очень много успели сделать.

- Например?

Если у нас на уровне области была программа поддержки предпринимательства, то на уровне города она появилась не так давно. Все почему-то считали, что томский бизнес и сам справится, найдет себе дорогу. А областной программой в основном пользовались всегда предприниматели, которые живут в районах. Этот дисбаланс меня не устраивал. Да, конечно, в городе бизнес более развит, но нужно идти дальше, и поэтому была создана программа поддержки предпринимательства в Томске. Впервые. Был создан городской координационный совет предпринимателей, сопредседателями которого на момент его создания были я и И.Шатурный. Я надеюсь, что сейчас, когда кончится отпускной сезон, сопредеседателем координационного совета станет Н.Николайчук. Столь высокий уровень сопредседательства со стороны администрации говорит о том, что проблемы предпринимателей актуальны, и нам необходимо их решать. Бизнес идет навстречу городу: один из главных налогов сегодня - это налог на доходы с физических лиц, и чем более прозрачный бизнес будут вести предприниматели, тем больше будет пополняться городская казна. Соответственно город, в свою очередь, должен создать такие правила игры, чтобы бизнесу было выгодно работать прозрачно. Мне кажется, это самая главная задача, которая стоит на сегодняшний день перед моим комитетом в части предпринимательства.

- Начался отпускной сезон. Можете кратко подвести основные итоги работы Думы за прошедший год?

- Уже после первого года ее работы можно было говорить о том, что эта Дума состоялась. То, чем пугали население – что огромное количество предпринимателей пришло в Думу, это каким-то образом негативно скажется на бюджете Томска, что, дескать, они избирались, чтобы лоббировать свои интересы и «пилить» бюджет – это просто смешно. Если взять совокупный оборот всех компаний, которые присутствуют сегодня в Думе, то бюджет города покажется мелкой сдачей. Дело в другом: предпринимателей, пришедших в Думу, не устраивала та неэффективная работа с бюджетными деньгами, неэффективная управленческая работа, которая была. Это самое главное. Ведь если неэффективно используется бюджет, то его не хватает (его и сейчас не хватает, но тогда ситуация была значительно напряженнее). А так как социальные задачи все равно нужно решать, то эта нагрузка ложится на плечи предпринимателей. Чтобы такого не происходило, чтобы мы платили налоги и видели, каким образом они расходуются – прозрачно - вот для этого мы и пришли во власть. Чтобы сделать более эффективной существовавшую систему управления.

- Удалось?

- Я считаю, что абсолютно удалось. Чтобы не быть голословным, приведу факты. Распределение субсидий на капремонт домов. Как это происходило раньше – по принципу приглянулся кому-то из чиновников этот или другой дом, понравился тот или другой подрядчик… А сегодня это абсолютно прозрачная система. Мы получаем заявки от управляющей компании, она объявляет конкурс, обосновывает и получает деньги. Мы направляем деньги напрямую людям, не отдаем их в какие-то непонятные структуры, не отдаем подрядчику, мы отдаем непосредственно человеку на дело. Та же самая программа поддержки предпринимательства. Та же самая стратегия города. Вплоть до того, что комитет сейчас рассматривает план социально-экономического развития до 2011 года.

Более того, впервые собралась такая работоспособная Дума, которая позволяет уже 2-ой раз принимать бюджет не после начала года, а до того. И это правильно – когда мы еще до наступления нового года решаем точно, как будут работать какие службы, как будет идти их финансирование. Это профессиональная работа по оптимизации расходов. И это я считаю огромным достижением г. Томска. Причем это не субъективное мнение, это видно и по социсследованиям, и по отношению граждан к Думе, и по ее статусу, и по объему решаемых вопросов. Я думаю, что когда закончится срок полномочий этой Думы, будут «расшиты» самые тонкие места, которые были в городском хозяйстве. Это совершенно точно.

- Какие тонкие места Вы отметили бы в первую очередь?

Одна из главных проблем города – это транспорт. Какое хозяйство мы здесь получили? Достаточно запущенное: 90% - частные перевозчики, умирающий муниципальный транспорт, успел практически погибнуть электрический транспорт... Можно, конечно, очень долго с маршрутниками бодаться по тарифам, а с другой стороны, мы их собрали и сказали: «Ребята, теперь правила игры меняются. Мы вас предупреждаем заранее». Мы не делаем чего-то исподтишка. Эту работу мы берем на себя, чтобы изменить ситуацию в городе. Тот баланс, который существует сегодня, нас не устраивает – 10% муниципального транспорта на 90% частников, причем абсолютно разрозненных, которые действуют с позиций силы, диктата, забастовок и всего остального. «Ваша доля сократится в ближайшие годы в общественном транспорте Томска до 40%». А 60% составит муниципальный транспорт. В основном, экологически чистый, электрический. Мы можем изменить все сейчас и очень резко – и это будет для маршрутного бизнеса очень болезненно. «Но мы понимаем, что за вами стоят люди, они получают зарплату, они выплачивают кредиты». И мы говорим: «Давайте так, у вас есть полтора года, начинайте укрупняться, объединяйтесь в корпорации, чтобы было 2-3 компании, с которыми мы сможем цивилизованно работать, которые будут вести прозрачный бизнес, платить налоги, и пассажиропоток которых мы будем видеть полностью. Иначе вы просто не выживете по одному. А мы, в свою очередь, будем показывать, как изменится транспортная схема города, как будут распределяться деньги (сегодня есть эта возможность) на покупку новых трамваев и троллейбусов». Кстати, Н.Николайчук первым делом, вступив в должность, объявил именно о приоритете транспортной проблемы. И сегодня идет разговор о том, что Администрация наймет специалистов, у которых уже есть определенный опыт и успехи в реализации подобных задач на территории России, для того, чтобы изменить транспортную схему города. Сделать ее оптимальной, чтобы не выстраивались длинные очереди из маршруток: где-то пойдет электрический транспорт, где-то - маршрутный, где-то будет муниципальный автобусный. В конечном итоге мы сделаем все прозрачно, публично и сформулируем правила игры. Не важно, какая Дума придет за нами – важно, чтобы эти правила игры были понятны всем участникам этой игры.

- С уходом Николайчука с поста спикера что-то изменится в Думе?

- Я думаю, что нет, и хочу надеяться на это, потому что сейчас мы делегировали из состава депутатов своего коллегу. Человека, который показал свою работоспособность, показал умение работать, решать самые острые проблемы, которые стоят перед городом. Мы обязаны его всячески поддержать. Потому что без представительного органа власти мэру одному не справиться, мы этого тоже прекрасно понимаем. Поэтому конфронтации между Думой и администрацией не будет – иначе это уже парадокс: сами направили и сами начали конфликтовать. У нас сидят трезвомыслящие люди, которые прекрасно понимают, что нужна конструктивная работа, а не какие-то политические лозунги. Понимание этого дает мне уверенность, что это будут конструктивные отношения, двустороннее движение, как со стороны Администрации навстречу нам, так и Думы – к мэрии.

- Кто мог бы заменить Николайчука в Думе, на Ваш взгляд?

- Я считаю, что каждый депутат в Думе достоин занять место спикера, но, конечно, я не буду забегать вперед - голосование по этому вопросу состоится в августе. Сегодня эти обязанности может выполнять и заместитель председателя. Тем более, что с августа мы начинаем активно работать над бюджетом. И зачем в этой ситуации Думе отвлекаться на какие-то баталии за пост спикера? Это ни к чему хорошему не приведет, поэтому все должно остаться, как есть.

- Какие-то недостатки, недоработки в нынешней Думы есть? Или она совсем идеальная, по Вашим словам, получается?

- Я не сказал, что она идеальная. Я сказал, что она конструктивная и работоспособная. Это очень здорово. А идеального ничего не бывает. Конечно же, тот вал проблем, который накопился за многие годы, по объективным и субъективным причинам, сразу разрешиться не может. Наверное, этого от нас и не ждут. В чудеса у нас не верят. Но вот для работы еще есть время. У нас 5-летний срок пребывания в Думе, пока прошло полтора года – и уже очевидны плюсы и очевидны результаты. За оставшиеся 3,5 года мы сможем сделать кратно больше. В чем я уверен точно – мы сможем решить те вопросы, до которых раньше даже руки не доходили. И я, как депутат 4-го созыва, завидую депутатам 5-го созыва, потому что у них будет большая нормативно-правовая база, прозрачные и понятные правила игры. Они смогут идти дальше, не занимаясь решением старых проблем.

- А сами становиться депутатом 5-го созыва вы не собираетесь?

- Ну, знаете, времени еще много, сколько еще воды утечет… Я буду определяться ближе к выборам. О том, что я в свое время решил стать депутатом и стал им, я не жалею, потому что совершенно по-другому смотрю сейчас на городское хозяйство, на бюджет, я понимаю, откуда что берется. Это такой опыт, научиться которому невозможно вне стен Думы.

- Вы стажировались за рубежом, в Совете Европы и т.д. Есть ли какие-то различия между политиками там и политиками здесь?

- Я такой пример приведу. Когда у меня была рабочая встреча с мэром г. Страсбурга, с очень красивой и умной девушкой, она мне взахлеб рассказывала о своем ноу-хау, с которым она пришла на выборы: в Страсбурге должен появиться трамвай. И она построила совершенно потрясающий трамвай, который был больше похож на космический корабль. И вот он ездит, и он украшение Страсбурга. Приезжаю я в Страсбург через год, прихожу в мэрию – нет мэра. Я говорю: «Что случилось? Куда она делась? Срок ее полномочий еще не истек…». А она в отставку подала. Горожане посчитали, что бюджет города израсходован чрезмерно, и трамвай им не нужен. Т.е. с одной стороны, ассоциации, которые у вас возникают со Страсбургом – Совет Европы, европейские глобальные задачи, а вот мэр Страсбурга – это тот же самый транспорт, те же самые бюджетные расходы, та же самая прозрачность. Мне очень понравилось, как граждане реагируют. Им не все равно! То, как были израсходованы бюджетные средства, им не понравилось. Они посчитали, что это можно было бы сделать дешевле. И мэра вынудили подать в отставку вместе с командой.

Я работал во всех европейских государствах, и в парламенте, и в администрациях, и на уровне муниципалитета, и на федеральном уровне… Так вот, то, что сейчас происходит в Томске, когда политики принимают смелые решения, и когда они с открытым забралом идут во власть, и показывают, что они могут сделать, прежде, чем их выберут, это очень хороший знак. Мы на местном уровне имеем такую народную демократию, извините за тавтологию, и это очень демократично, очень правильно, и это соответствует всем западным канонам. Считаю, это только поддерживать надо.

Например, Николай Алексеевич Николайчук принял очень смелое мужское решение. Ему легче было бы с поста спикера, когда были бы выборы, 2-3 месяца попиариться и, скорее всего, победить. Но он пошел по другому пути. Он сознательно отказался от депутатских полномочий, грубо говоря, он теперь уязвим, и, тем не менее, он на это пошел.

Возвращаясь к стажировкам и к зарубежному опыту - мой однокашник по школе политических исследований сегодня премьер-министр Болгарии. Мы периодически встречаемся на разных мероприятиях, которые устраивает московская школа, разговариваем. Мне нравится менталитет этих людей, мне нравится стиль их мышления, мне нравятся их светлые молодые головы, которые ответственно приходят во власть и меняют жизнь к лучшему. Почему я с таким пиететом отношусь к сегодняшней Думе – она из тех же посылов исходит. И это очень важно. Был бы состав Думы иной, из того, что я обещал избирателям, я мало бы сумел сделать, и не знаю, доставляла бы работа в такой Думе мне удовольствие. Я человек достаточно свободолюбивый и в поведении, и в высказываниях. При другом составе Думы мы бы далеко не ушли, город бы не развивался. А сегодня каждый, дополняя другого, создает такую синергию, которая помогает решать вал проблем.

- Вы с одинаковой эффективностью работаете во всех трех комитетах, или тот, который Вы возглавляете, для Вас более приоритетен?

- Ничего подобного. Во-первых, мне важна работа всех комитетов Думы вообще. То, что я нахожусь в трех - это наша внутренняя договоренность, чтобы равномерно распределить депутатов и более конструктивно работать. Вот, допустим программа, которую ведет комитет по благоустройству и транспорту. Это программа благоустройства внутриквартальных проездов. Я шел с этим на выборы. Мои избиратели не дадут мне соврать – проведя огромное количество встреч перед выборами, я говорил, в том числе, и о том, что из года в год все деньги направляются в центр города. Саммиты, кто-то приезжает, уезжает… Я не против этого. Это здорово. Но, господа хорошие, есть же и весь остальной город. Мой 7-ой избирательный округ – не самый благополучный район с точки зрения благоустройства, с точки зрения многоэтажных домов. Там, наверное, самый большой в городе частный сектор. И люди в нем - тоже наши горожане, которые хотят жить в красивом городе. С этим я пришел и в комитет, и на одном из первых заседаний начал поднимать проблему. Со мной по округу шел А. Н. Деев – и мы вместе начали эту работу. И Махир Рустамов, когда шел на выборы, тоже об этом говорил. Нам не нужно было договариваться, мы пришли и сразу начали реализовывать проект. Начали с программы в 40 млн. рублей, сейчас это 100 млн. рублей, а в следующие 2 года это будут еще большие вложения. И мы приведем город в порядок, это совершенно очевидно. Тот Томск, который внутри наших дворов, улочки, которые никто не видит. Но мы-то, жители, мы каждый день выходим из своих подъездов. У меня есть один адрес – Мичурина, 39-41, у меня там родственники жили, и сколько я себя помню, там всегда стояла огромная лужа - лет 30, наверное. А сегодня это шикарный подъезд, хороший благоустроенный двор, детская площадка, не залитые водой подъезды и подвалы, соответственно, там нет комаров и прочих неприятностей. И таких адресов масса. Мы действительно решаем очень серьезную задачу.

Или берем комитет по муниципальной собственности. Депутаты, которые вышли из бизнеса, всегда говорят: «Если продаем и приватизируем муниципальную собственность, мы должны это сделать максимально выгодно для бюджета». Владислав Левчугов («Лама»), приобретая объекты недвижимости, покупает их по самой высокой цене, даже по такой, которой на рынке нет! А бюджет получает свои отчисления. И когда он сам показывает, что он идет и приобретает таким образом, чтобы бюджету это было выгодно, то как вы думаете, он, как зампредседателя комитета по муниципальной собственности, даст кому-то украсть, будем говорить открытым текстом, то или иное здание? Он стоит на страже бюджетных денег, так же, как стоит на страже собственного капитала! Менталитет бизнесмена, предпринимателя, руководителя таков - за что бы мы ни брались, мы не можем сделать плохо. Мы вокруг себя всегда создаем привычное для нас успешное пространство, к которому привыкли.

- Работа в Думе не сказалась отрицательно на Вашей основной работе?

- Знаете, моему бизнесу 15 лет. И сегодня эта структура устроена так, что я работаю в режиме председателя правления группы компаний. Сегодня моя задача – тот же самый бюджетный процесс, что и в городе. Т.е. я вместе с бюджетным комитетом компаний раз в месяц принимаю бюджет группы, мы все проверяем и уже из этого принимаем какие-то управленческие решения. Соответственно, время у меня есть, чтобы еще и на город поработать. Более того, это не одна моя работа, я еще являюсь заместителем председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия», поэтому достаточно большое количество времени я провожу в Москве. Успевает тот, кто никуда не торопится. Надо планировать свое время, надо заниматься своим тайм-менеджментом, и все можно успевать, невозможное возможно.

- На какую из сфер своей карьеры Вы делаете большую ставку? И что, кроме карьеры, занимает важное место в Вашей жизни?

- Мне сложно вычленить, что для меня более приоритетно. Работая в Думе, я получаю новый опыт. И новые знания я проецирую на работу. Соответственно, я достигаю новых горизонтов, расширяю свои возможности. Расставлять приоритеты здесь неправильно. Кстати, обязательное требование у меня на предприятии – это постоянное повышение своей квалификации. Компания очень бурно растет, и требует постоянно развиваться. В свою очередь, что-то и я могу привнести в городское хозяйство – то, что я хорошо знаю, чему-то я там научусь, и буду использовать это в общественной жизни, в бизнесе, в политике. Это все очень взаимосвязано, и здесь я приоритеты не расставляю.

Еще в моей жизни есть хобби. Это путешествия. Я очень много езжу по миру - и как путешественник, и как общественник, и как политик. На стажировках я всегда совмещаю приятное с полезным – гляжу на мир и пытаюсь получить новые знания, чтобы потом применить их в своей работе. Я очень люблю экстремальные виды спорта, наверное, мне адреналина не хватает (смеется). В этот Новый год я в команде а-ля «Русский экстрим» пересекал Средиземное море на парусных яхтах, когда в море вообще никого не выпускали. Я впервые увидел волны по 9 метров, мы боролись со штормом… Такие приключения и люди, которые встречаются на жизненном пути – наверное, самый большой мой капитал. Причем это люди из абсолютно разных сфер жизни, они мне очень интересны, дают мне очень многое, и я у всех у них учусь.

- Умение рисковать, наверное, и в политике, и в бизнесе пригождается?

- Конечно…. А как без этого? Кто не рискует, тот шампанского не пьет. Может быть, в бизнесе у меня это чувство немного притупилось, рисковые решения приходится принимать часто. И ощущения экстрима уже нет. Поэтому, наверное, я возмещаю это походами на яхтах, ныряю под воду или катаюсь на лыжах. Круг интересов у меня достаточно обширный.

Беседовала Анна Степцюра.

Все материалы по теме Портрет политика
Предыдущие материалы:
16:09 16.07.07
19:36 13.07.07
21:00 12.07.07
20:55 12.07.07
22:17 11.07.07
14:38 09.07.07
18:48 06.07.07
20:58 03.07.07
20:56 03.07.07
20:43 03.07.07



Разработка и поддержка:
Westsib Group