На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
18:13, 14 August 2007

Закон о рекламе придется ужесточить

Парламентарии с возмущением отозвались о новой рекламной кампании ЦУМа, посвященной подготовке к 1 сентября, в которой, в частности, фигурировал слоган: "Кто не в Prada – тот лох". Политики считают, что для избежания подобной ситуации, а также для борьбы с окружающей нас, может быть, менее грубой, но не менее агрессивной рекламой, необходимо ужесточить закон "О рекламе". Иначе, отмечают законодатели, российское общество окончательно превратится в общество потребления.

Отметим, что ЦУМ заклеил эпатажные слоганы и высказывания на новых рекламных плакатах, приуроченных к первому сентября - началу нового учебного года. Сами же картинки остались.

Напомним, что 8 августа витрины центрального универмага столицы оказались украшены плакатами непозволительного содержания. Изображенная на них готовящаяся к школе девочка, красуясь перед своими, наверное, когда-то любимыми игрушками – мишкой и зайцем, в частности, им заявляет: "Кто не в Prada – тот лох", "Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки! А вы, два старых урода, мне больше не нужны!", "Ты не модный – прощай". Кроме того, на одном из плакатов она обращается к отцу со словами: "Папочка! Если ты меня правда любиш, купи! купи! купи! мне туфли, платье, шляпку!!! Dolce & Gabbana, Armani и Prada". Причем, слово "любишь" написано без мягкого знака, а слово "правда" не обособлено запятыми, хотя здесь оно имеет значение вводного слова. Что это, рекламотворцы решили отразить дань времени: зачем знать грамоту, если есть возможность ходить в школу в "родной" одежде ведущих мировых марок? Или все намного проще…

"Я одна в классе…Действительно одна! Просто от зависти все лопнули" - еще одно изречение с очередного плаката.

Как бы то ни было, фотографии этой рекламы появились в Интернете, вызвали бурное обсуждение среди блоггеров, в результате чего ей заинтересовалось управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по контролю за рекламой. Тем не менее, возбуждать дело в отношении владельцев универмага ФАС пока не собирается. Она изучает полученные фотографии рекламных плакатов.

Эксперты говорят, что эти рекламные постеры нарушают несколько норм закона "О рекламе". Например, употребление слов "уроды" и "лох" противоречит ст.5, где говорится о запрете использования бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений и о том, что "реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц".

Кроме того, "в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар", а также реклама не должна создавать у совершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками. А именно это проходит "красной нитью" через все эти рекламные плакаты.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать эту рекламную кампанию.


Недопустимо использовать в рекламе образы детей и призывы иметь дорогостоящие вещи, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от Парламента республики Северная Осетия – Алания Валерий Кадохов.

"Призывы к ношению дорогих марок одежды – это разжигание социального неравенства", - заявил сенатор.

В этой связи парламентарий подчеркнул, что отвечать за такие "кощунственные" слоганы рекламодатели должны обязательно. "А если соответствующих статей в российском законодательстве нет, то их необходимо разработать", - добавил он.

Валерий Кадохов, кроме того, абсолютно убежден, что образ детей использовать в рекламе нельзя. "Это просто непозволительно", - отметил первый зампред комитета.

"Печально, что за деньги в наши дни возможно все, в том числе и реклама абсолютно любого содержания", - с сожалением заметил сенатор. При этом Валерий Кадохов сообщил, что, как и многие другие, не выносит рекламы и всегда переключает телеканал, когда на нем начинается реклама.


Реклама на людей действует исключительно отрицательно, убежден член Комиссии Совета Федерации по информационной политике, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"Злоупотребляющих рекламными нормами производителей рекламы необходимо лишать навсегда лицензии", - заявил сенатор.

В этой связи парламентарий призвал внести в закон "О рекламе" необходимые поправки, максимально ужесточающие рекламное законодательство, а также призвал подумать над целесообразность использования в этом процессе образов детей. "Иначе дальше у нас будет твориться полная рекламная вакханалия", - подчеркнул Хусейн Чеченов. При этом он с горечью заметил, что "уже сейчас агрессия рекламы негативно влияет на психическое состояние общества, особенно на детей: некоторые люди больны от нее и в прямом, и в переносном смысле".

Назвав рекламу "бичом нашего времени", Хусейн Чеченов сообщил, что сам он никогда не покупает рекламируемых товаров и обязательно переключает на другую программу или убирает звук, когда по телевидению показывают рекламные блоки.


Закон "О рекламе" требует доработки, считает член Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту, представитель в СФ от Государственной думы Ярославской области Николай Тонков.

"В данном случае виноваты не только авторы этой рекламы, но и собственники ЦУМа, одобрившие ее", - заявил сенатор. "Странно, что ни те, ни другие не понимают, что не каждую картинку и не любые высказывания можно размещать в качестве рекламы, тем более, в самом центре столицы на центральном универмаге", - добавил он.

Сообщив, что парламентарии периодические рассматривают поправки к закону "О рекламе", например, направленные на запрет или ограничение рекламы табачной и алкогольной продукции, Николай Тонков обратил внимание на морально-этическую область рекламы. "И хотя нынешняя редакция документа предусматривает определенные ограничения, значит, они не настолько серьезны, раз возникают подобные прецеденты", - подчеркнул представитель комиссии.

Сенатор отметил, что очень многие говорят о навязчивом и раздражающем характере рекламы. "Понятно, что телевидение без рекламы существовать не может – это основные для него денежные поступления, но и о людях – потребителях телепродукции -тоже следует думать", - отметил Николай Тонков и рассказал, что сам никогда не смотрит рекламу.


Если сами граждане будут контролировать рекламу, то российское общество не превратится в общество потребления, считает председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.

"Общество потребителей должны подать в суд на рекламное агентство, которое разместило эти плакаты", - заявила депутат. "Только такой способ даст результат", - добавила она.

По мнению парламентария, "в сложившейся ситуации может помочь и ужесточение закона "О рекламе".

Что же касается запрета на использование образов детей в рекламе, то, отметила председатель комитета, "это уже пытались сделать за счет внесения поправок, но правительство их отвергло". Поэтому, подчеркнула депутат, "в данной ситуации требуется мнение и реакция именно самой общественности, а не только заинтересованность Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Поскольку иногда правительство осложняет прохождение внесенной законодательной властью инициативы". Особенно "это касается законов, связанных с рекламой, поскольку у нас много лоббистов этой отрасли", - заключила Екатерина Лахова


Сегодня потребление возводится во главу угла, поскольку на нем завязана не только политика государства, но и вся страна, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Кравец.

"Подобная реклама не разлагает, а раскалывает общество", - заявил депутат. Поскольку, пояснил он, "молодежи начинают диктовать: что носить и на чем ездить. А это лишний раз подчеркивает социальное неравенство, которое уже пора бы ликвидировать", - сказал зампред комитета.

По мнению парламентария, "от общества созидания мы перешли к обществу потребления. Поэтому радикально решить данный вопрос при нынешнем порядке вещей и при той навязываемой людям системе ценностей – невозможно".

В то же время зампред комитета не исключил, что "в данных обстоятельствах можно применить и паллиативы. И главный из них – жесткое наказание тех рекламодателей, которые размещают подобные вещи. Но даже это - малоэффективная мера", - уверен депутат.

"В сложившейся ситуации выхода пока нет. Но наказывать за такую агитационную рекламу все же надо", - подытожил Александр Кравец.


Пришла пора ужесточить закон "О рекламе", считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Реклама стала не только наглой, беспардонной и часто дающей негативную информацию, но и начала нарушать все мыслимые рамки", - заявил депутат. "Нужно кардинально подходить к решению этого вопроса", - добавил он.

По мнению зампреда комитета, "в рекламе не должны использоваться дети, в том числе и в рекламе детских товаров, поскольку о свойствах рекламируемого товара может рассказать только взрослый человек".

"Использование детей в рекламе – это нарушение прав ребенка, потому что эта эксплуатация за небольшие деньги происходит без согласия самих детей", - подчеркнул парламентарий.

Депутат убежден, что "в отношении рекламы надо вводить жесткие ограничения, поскольку существуют ролики и с элементами эротики, а есть реклама тех или иных товаров, зачастую нарушающая общественную нравственность".

Парламентарий рассказал, что сам негативно относится к рекламе, поэтому старается никогда не покупать рекламируемые товары. "Я не верю рекламе", - заключил Александр Чуев.


Закон "О рекламе" требует серьезной доработки, считает член Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Николай Безбородов.

"В России не должно быть социального расслоения", - заявил депутат. Поэтому, добавил он, "я - сторонник школьной формы".

Парламентарий отметил, что "наша страна всегда отличалась своей нравственностью, традициями и моралью. Поэтому было приятно увидеть реакцию нашего руководства и МИДа на тот факт, когда в Китае были установлены урны для мусора в виде российских матрешек".

В этой связи Николай Безбородов высказал убеждение, что "и на рекламу в России стоит отреагировать подобным образом". "У нас давно пора ужесточить закон "О рекламе". И, прежде всего для того, чтобы запретить использовать образы детей и домашних животных в рекламе, а также пропаганду бездуховности и жестокости", - подчеркнул депутат.

Говоря о своем личном отношении к рекламе, парламентарий отметил, что равнодушен к ней. "Я не стремлюсь приобретать рекламируемые товары. А если мне что-то необходимо, то в магазине всегда можно получить совет у консультанта", - заключил Николай Безбородов.

По материалам REGIONS.RU/Новости Федерации
Предыдущие материалы:
17:57 14.08.07
18:22 10.08.07
19:43 09.08.07
19:18 07.08.07
20:09 06.08.07
16:02 06.08.07
19:48 03.08.07
19:30 03.08.07
19:22 03.08.07
20:11 31.07.07



Разработка и поддержка:
Westsib Group