На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
16:07, 22 February 2007

СМИ и выборы: юристы центра "Пресса и выборы" продолжают отвечать на вопросы журналистов

В России начали свою работу общественные центры мониторинга «Пресса и выборы». Во время нынешней выборной кампании, которую по праву считают репетицией выборов в Государственную Думу России, центры работают в семи регионах страны.

С 5 февраля в рамках деятельности ОЦМ открыта «горячая линия». Журналисты и руководители средств массовой информации могут получить квалифицированную консультацию по любому вопросу в кратчайшие сроки от юристов «МедиаСоюза».

Вопросы можно задавать на этом сайте в разделе «Горячая линия».

Кроме того, в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по Московскому времени работает специальный телефон «горячей линии»: 8 (919) 770-31-74.

Вопросы и ответы, поступившие на "горячую линию" за период 05.02-11.02

Вопрос (Самара, Социальная газета):

Имеет ли право СМИ, зарегистрированное в облизбиркоме как участник выборов, увеличивать тираж отдельных номеров? В том числе за оплату со стороны партий и кандидатов, которые хотят выкупить дополнительный тираж?


Ответ:

В соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан...", СМИ обязаны обеспечить равенство кандидатов в рамках проведения предвыборной кампании. В частности, не допускается изменение тиража и периодичности выхода печатных изданий для того, чтобы отдать предпочтение тому или иному кандидату (например, выпустить дополнительный номер газеты, полностью посвященный какому-то одному кандидату).

Однако, во всех остальных случаях, СМИ вправе само определять тираж и периодичность выхода в свет своего издания. Ч.1 Ст.28 Закона РФ "О СМИ" указывает, что тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем, при этом необходимо изменить выходные данные – таким образом СМИ уведомляет о произошедших изменениях. СМИ не обязано уведомлять о подобных изменениях регистрирующий орган.

Если же изменяется периодичность выхода печатного издания (а также его максимального объема, т.е., количества страниц) то, согласно ст.11 Закона РФ "О СМИ", учредитель обязан в течение месяца уведомить об этом регистрирующий орган в письменной форме.

Таким образом, само по себе изменение тиража и периодичности не будет являться нарушением избирательного законодательства, в случае, если это делается не в целях продвижения конкретного кандидата. При этом СМИ обязано уведомить регистрирующий орган только в случае изменения периодичности.

Следует помнить, что избирательная комиссия осуществляет контроль за ходом предвыборной кампании и именно она может усмотреть, что увеличение тиража конкретного издания направлено на поддержку того или иного кандидата.

Вопрос (Самарская газета):

Имеем ли мы право давать аналитический материал на основе социологического опроса о предвыборной ситуации и шансах той или иной партии на выборах?/i>


Ответ:

Российское законодательство о выборах считает опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, социологических опросов, связанных с выборами, разновидностью информирования избирателей (Статья 46 п. 1 Закона «Об основных гарантиях»). В этой связи комментарии или иного рода информация, составляющая и сопутствующая опросу общественного мнения и опубликованная совместно с ним, носят тот же самый характер, и, следовательно, не запрещены. Однако следует учитывать, что подобные комментарии должны соответствовать требованиям п.2 статьи 45 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»: объективности, достоверности, а также равенства кандидатов и избирательных объединений.

В то же время п.2 статьи 46 указанного Федерального закона содержит подробный перечень обязательных сведений, сопутствующих опубликованию (обнародованию) опроса, указание которых обязательно. Несоблюдение этих требований, как и требований п.2 статьи 45 указанного Закона, приведет к виновности СМИ за опубликование материалов, тем или иным образом указывающих на «то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель», что в соответствии со статьей 48 п.2 Закона «Об основных гарантиях» является выражением предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, и, следовательно, предвыборной агитацией.

Таким образом, аналитический материал должен быть максимально нейтральным, чтобы из него нельзя было сделать вывод о том, какой партии отдает предпочтение автор, а также в нем не желательно указание на то, какие шансы у того или иного избирательного объединения на победу.

Вопрос (Газета «Дновец», Псковская область, аналогичный вопрос поступил из Томска и Ставрополя (Звезда Прикубанья):

Кандидаты приносят в газету материал для публикации на площади, выделенные по жеребьевке для бесплатной агитации. Материалы имеют судебную перспективу, которой газета хочет избежать, т.е. эти материалы сомнительны с точки зрения соответствия закону (например, содержат оскорбительные высказывания или клевету). Кандидаты настаивают на публикации. Что делать?


Ответ:

Проблема ответственности журналистов и редакций за материал, предоставленный кандидатами, является наиболее острой во время предвыборной кампании. Связана она с существующей коллизией двух нормативных актов: Закона РФ "О СМИ" и ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Статья 57 Закона РФ «О средствах массовой информации» в перечне обстоятельств, освобождающих средства массовой информации и журналистов от ответственности, не предусматривает такого обстоятельства как «размещение агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими … бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади», которое предусмотрено редакцией ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» В связи с этим сложилась правовая неопределенность, которая вызывает затруднения в правоприменительной практике, в частности, при решении главными редакторами СМИ вопроса о том, будут ли организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае опубликования (обнародования) ими агитационных и информационных материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата либо деловой репутации избирательного объединения, нести ответственность за содержание представленных кандидатами агитационных материалов.

Как показывает наш опыт, избирательные комиссии субъектов РФ не выработали единой позиции по этому поводу и во время избирательной кампании осенью 2006 г. действовали не одинаково. ЦИК так же не давал каких-либо четких разъяснений, однако председатель ЦИК Вешняков в своих выступлениях давал две рекомендации:

1) Публиковать любой материал, предоставленный кандидатом, но, если имеются сомнения в его правомерности, незамедлительно уведомлять правоохранительные органы (прокуратуру) и просить их провести проверку.

2) Отказываться от публикации материала. В этом случае очень вероятен судебный иск против редакции. На суде будет необходимо доказать, что отказ публиковать тот или иной материал был вызван его неправомерным содержанием.

Следует, однако, отметить, что в обоих случаях не исключена возможность, что редакция все-таки будет привлечена к ответственности, либо будет обязана судом выплатить компенсацию кандидату, в случае, если будет признана его правота.

Практика показывает, что решение данной проблемы очень во многом зависит от позиции избирательной комиссии субъекта РФ (в Вашем случае--Псковской области). Таким образом (и это не раз подчеркивали сами члены ИК), в случае, когда у редакции имеются сомнения насчет "чистоты"материала, предоставленного кандидатом, необходимо связаться с соотвествующей избирательной комиссией и, описав им ситуацию, выяснить их позиции и принимать решение исходя из этого (если выборы местные, то необходимо обратиться как в территориальную избирательную комиссию, так и в областную, т.к. в последней, как правило, находятся более квалифицированные специалисты).

В любом случае, главному редактору всегда необходимо примерно оценивать значимость конкретной публикации и степень "опасности"материала.

Вопрос (Псков):

В ходе проверки территориальной избирательной комиссией г. Пскова выяснилось, что на выборах в городскую Думу 18 кандидатов представили недостоверные сведения о доходах, занизив их многократно (рекорд - в 37,5 раз). Эта информация опубликована в официальном электронном издании. Каким образом ТИК должна поступить в такой ситуации?


Ответ:

В соответствии с п.3 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, к заявлению выдвинутого лица должны быть приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве cобственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Точно такие же положения выражены в Избирательном кодексе Псковской области (п.7 ст. 30, п.5(б) ст. 32 Кодекса). Так вышеуказанные сведения должны быть представлены по форме согласно Приложению №9 к Избирательному кодексу Псковской области.

Контроль за достоверностью предоставленных сведений осуществляется избирательной комиссией, которая обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений о размере и об источниках, об имуществе, принадлежащем кандидату, о вкладах в банках, ценных бумагах в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией (п. 21 ст. 32 Избирательного кодекса).

В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия должна опубликовать эту информацию в средствах массовой информации (п.3 ст. 35 Избирательного кодекса). Следует отметить, что помимо информирования избирателей о недостоверности представленных сведений, избирательная комиссия ничего сделать не может: недостоверность сведений о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), или об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка
кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не являются основаниями для отказа в регистрации или для исключения из списков избирательного объединения.

Вопрос (Псков):

В ходе предвыборной кампании в Псковскую городскую Думу среди избирателей распространяются газеты-листовки "Один день 7-го канала" (тираж 5 тысяч экземпляров), содержащие оскорбительные обвинения в адрес одного из кандидатов - ныне действующего председателя Думы. Газета издана от имени его конкурента по округу, так же действующего депутата Думы, и, как указано в издании, оплачена из его избирательного фонда. Депутат отказывается от своей сопричастности к выпуску "грязной газеты". Дело имеет судебную перспективу. Кто несет ответственность за выпуск газеты? Какова ответственность типографии? Какова ответственность кандидатов за действие своих сторонников и окружения в случае использования ими "черных технологий"? Какой информацией о конфликте ограничиться СМИ, его освещающим?


Ответ:

Для начала следует определиться с форматом издания "Один день 7-го канала". Дело в том, что газета и листовка – далеко не одно и то же. Так «листовка» представляет собой агитационный печатный материал (согласно п. 4 ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 12.06.2002 N 67-ФЗ), иными словами печатный или рукописный
листок злободневного агитационного, политического или информационного содержания. Листовка может быть любого формата, тиражности, количества страниц, но без признаков периодичности. Листовка изготавливается типографией по заказу одного из кандидатов, или избирательного
объединения в соответствии с четкими требованиями законодательства о выборах.

С другой стороны, в соответствии с ст.2 Федерального закона «О СМИ» от 27.12.1991 N 2124-1 «газета» является формой печатного периодичного издания, имеет постоянное название, текущий номер, должно выходить в свет не реже одного раза в год и может распространяться средством
массовой информации.

Исходя из предоставленных в вопросе информации, можно предположить, что речь идет, вероятнее всего, об изготовлении агитационных материалов (листовки) с нарушением требований федерального законодательства, если факт «непричастности» как кандидата, так и типографии к выпуску листовки будет доказан.

В случае если при изготовлении были нарушены требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», то избирательная комиссия должна обратиться в правоохранительные органы с требованием привлечь виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 5.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учитывать, что если эти агитационные материалы были изготовлены также бесплатно, то это действие может рассматриваться и как оказание финансовой или материальной поддержки избирательной кампании кандидата, помимо их избирательных фондов. Административное наказание,
предусмотренное за такие действия, указывается в статье 5.20 Кодекса и является аналогичным наказанию за нарушение ст.5.12.

В любом случае виновность тех или иных лиц должна быть доказана в судебном порядке.

Вопрос (Псков):

В печатном издании прошла информация, что кандидат в депутаты Псковского областного Собрания, выдвинутый от партии "Единая Россия", в действительности является членом КПРФ. Является ли эта информация поводом для каких-либо действий избиркома?


Ответ:

Законодательством о выборах установлено ограничение на одновременное членство кандидата в более чем одной политической партии. На это указывают положения и федерального, и регионального законодательства, устанавливающие, что в случае указания в заявлении на
регистрацию кандидата сведений о принадлежности его к политической партии, кандидат не может указать на свое членство в более чем одной политической партии (п. 2 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», п.5(а) ст. 32 Избирательного кодекса Псковской области).
Более этого, если кандидат выдвигался в едином списке кандидатов какого-либо избирательного объединения, то само избирательное объединение, участвующее в выборах (в данном случае «Единая Россия»), было не вправе выдвигать такого кандидата в составе своего единого
списка (п.11 ст. 31 Избирательного кодекса) Избирательная комиссия должна будет начать проверку подобных сведений и проверить их на соответствие действительности. В случае подтверждения факта принадлежности кандидата к более чем одной партии, в соответствии
с п. 10(е) статьи 36 Избирательного кодекса избирательная комиссия вправе исключить этого кандидата из заверенного списка кандидатов, выдвинутого политической партией 9избирательным объединением).

Более этого, окружные избирательные комиссии и комиссии муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии) не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о подобном исключении кандидата из списка избирательного объединения в том же порядке, что и информацию о
зарегистрированных кандидатах и единых списках кандидатов.

Вопрос (Звезда Прикубанья):

Из колхоза-племзавода «Казьминский» поступило предложение опубликовать на платной основе еще 3 материала о колхозе. В субботу, 10 февраля, «ЗП» уже опубликовала материал «Лидер курс не меняет» - об отчетно-выборном собрании в «Казьминском»: генеральным председателем стал Сергей Шумский, сын Героя Социалистического труда А.А. Шумского. Но этот материал вышел до начала агитационного периода в СМИ, а выход следующих предполагается в течение этого периода
Бывший руководитель колхоза А.А. Шумский считает, что поскольку он сложил с себя полномочия генерального председателя и теперь находится на вторых ролях, то, несмотря на его нахождение в списке избирательного объединения «Единая Россия», публикации о таком крупном хозяйстве (34-е среди успешных предприятий агробизнеса по России) допустимы даже в агитационный период.

А.А. Шумский мотивирует просьбу тем, что в вышедшем материале речь шла больше о руководстве, героями были отец и сын (не совсем так, но, освещая тему передачи власти, нельзя было не назвать фамилий). Теперь он хотел бы шире показать структурные подразделения, специалистов и рядовых колхозников. К тому же более успешного предприятия, чем «Казьминский», в районе нет. Даже просто упоминание о его успехах – несомненный позитив, который важно показывать.


Ответ:

Чтобы ответить на этот вопрос нужно внимательно ознакомится с материалами, которые г-н Шумский А.А. просит опубликовать.
В случае, если в таких материалах будут содержаться информация, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; информация о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; или представлена деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов, то такие материалы будут признаны агитационными (п.2 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 22 июня 2002 г. №67-ФЗ). Это будет означать, что такие материалы должны быть опубликованы на зарезервированных печатных площадях и оплачены за счет средств избирательного фонда (в данном случае избирательного фонда «Единой России»). Из этого также следует, что заказчиком публикации не может выступать колхоз «Казьминский», и, что более важно, он не может оплатить размещение этих материалов.

Помимо этого, из предоставленной вами информации не понятно, занимает ли А.А. Шумский все еще какую-либо должность в органе управления колхозом. Здесь важно учитывать, что если г-н Шумский, уйдя с поста генерального председателя, сохранил полномочия по управлению и руководству деятельности организации или является членом органов управления колхоза, то он не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п.1 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 22 июня 2002 г. №67-ФЗ).
Под использованием преимущества своего должностного или служебного положения может быть признано как обнародование в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе (успехи деятельности колхоза «Казьминский»?), так и распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (иными словами из средств колхоза).

Мы настоятельно рекомендуем перед публикацией этих материалов запросить соответствующую избирательную комиссию и заручиться их поддержкой.

Вопрос (Звезда Прикубанья):

Избирательной объединение предоставило редакции материал для публикации на бесплатно предоставленной площади.
Материал небольшой, при условии его размещения на 350 квадратных сантиметрах он будет заверстан крупным шрифтом, что дополнительно привлечет к нему внимание. Материал задевает губернатора, министерство сельского хозяйства, лидеров политических партий. Если хоть кто-то из них воспользуется в соответствии с п. 6 ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях…» правом на разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации (хотя материал довольно
общий, всё больше вскользь), то редакция будет обязана опубликовать его на том же месте, тем же шрифтом и объёмом. Если материал данного избирательного объединения разместить крупно, то и ответ мы должны размещать крупным шрифтом. А место всё расписано. Прошу Вас просмотреть, есть ли основания для опровержения или разъяснения у тех, о ком идёт речь?


Ответ:

Действительно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее ФЗ «Об основных гарантиях») предусматривает ряд ограничений при проведении предвыборной агитации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ФЗ «Об основных гарантиях» редакция печатного издания, опубликовавшая агитационные материалы, которые наносят ущерб чести, достоинству, или деловой репутации, деловой репутации избирательного объединения, обязана предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации.

Однако в то же время российским законодательством предусмотрены гарантии защиты редакций СМИ при опубликовании различных материалов. В частности, в соответствии пунктом 5 статьи 57 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакции СМИ, главный редактор и журналист освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих
действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, если эти опубликованные материалы содержались в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию.

Точно такой же логикой руководствовался законодатель, когда в последнем предложении вышеупомянутого пункта 6 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях» предусмотрел освобождение организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, от обязанности
предоставления соответствующему кандидату, избирательному объединению, чья честь, достоинство или деловая репутация были ущемлены, возможности бесплатно опубликовать опровержение или иное разъяснение, если опубликованные агитационные материалы были переданы редакции печатного
издания зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями в качестве бесплатной или платной публикации.

Таким образом, редакция не будет обязана опубликовывать бесплатно опровержение или иные разъяснения, при условии, что этот материал будет опубликован на зарезервированных под агитацию печатных площадях, оплачен из средств соответствующего избирательного фонда, будет содержать все необходимые реквизиты, указывающие на агитационный характер этого материала и что редакция сможет доказать, что агитационный материал был опубликован в том же виде, в каком его получила редакция.
Предыдущие материалы:
15:07 22.02.07
20:22 21.02.07
17:47 21.02.07
17:18 21.02.07
19:40 15.02.07
16:18 14.02.07
15:42 14.02.07
19:41 13.02.07
13:54 08.02.07
13:04 08.02.07



Разработка и поддержка:
Westsib Group