На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
17:13, 14 June 2008

Благоустройство не порок

Каждый раз, возвращаясь в Томск, проезжаешь по городу, надеясь увидеть что-то новенькое, радующее глаз. Родные пенаты кажутся похорошевшими и до слез в глазах милыми. Как же здорово в старом и знакомом городе отметить для себя свежий газон, интересную скульптуру или просто опрятность того или иного местечка.

Однако подобная иллюзия разрушается в течение суток, и Томск предстает во всем своем блеске и нищете. Красота Губернаторского квартала с лихвой перекрывается серостью и убогостью спальных районов и общей неопрятностью улиц и дворов, что НЕ на проспекте Ленина. Редко, когда ноги гостей города заносят их на задворки микрорайонов, но томичам прекрасно известна ситуация с благоустройством города. Улучшение которой.… А вот тут стоит остановиться, ибо Томску еще не заказан путь в список опрятных и пригодных для комфортного проживания городов России. К слову, такой список имеется: он составляется по итогам конкурса "Самый благоустроенный город России". Подобное соревнование между городами и весями ежегодно, начиная с 1997 года, проводится Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Естественно, победителей ждут подарки в виде никогда не лишних федеральных средств, исчисляемых десятками миллионов рублей.

Надо ли упоминать, что Томску не посчастливилось занять хотя бы место в первой тройке, иначе городские власти всенепременно известили бы об этом полмира. Чтобы подгорчить пилюлю: победителем в главной категории городов (столицы субъектов) в этом году стал соседний Новосибирск, статус "столицы Сибири" у которого некоторые томичи регулярно пытаются оспаривать. Самопровозглашенный титул Томска, "Сибирские Афины", нынче звучит более чем натянуто, хотя и относится первым делом к учености города.

Для победы в главной номинации необходимо набрать наибольшее количество баллов по 90 показателям, характеризующим уровень благоустроенности города и его санитарное состояние. Это и количество зеленых насаждений на одного жителя города, и динамика изменений в дорожном строительстве, и обеспеченность населения жилой площадью и еще вагон и маленькая тележка успешно решенных вопросов. Следовательно, можно сделать простой вывод: кое-кто в Томске недорабатывает по части улучшения жизни в городе и придания ему более презентабельного вида.

Кто же повинен в сложившейся ситуации и на чьи плечи необходимо взвалить сей нелегкий труд? Давайте априори отбросим мысль о том, что виноваты рядовые жители города, так как это чревато падением в мутные и затяжные рассуждения о загадочной русской душе, которой всегда хочется как лучше, а получается как всегда. Вместо этого постараемся разобраться, что делают в указанном направлении городские власти. За "лицо Томска" отвечает непосредственно комитет по благоустройству и транспорту Думы г.Томска и департамент дорожного строительства и благоустройства Администрации г. Томска. По сути дела, если мыслить теми же категориями, что и члены комиссии федерального агентства, то можно подключить к делу представителей и иных комитетов\департаментов.

Бегло ознакомившись с перечисленными функциями думского комитета, на ум приходит только одно: уж они-то должны представлять весь фронт работ и знают, как справится с беспорядком: где подлатать дорогу, где обновить коммуникации и как улучшить экологическую ситуацию. Самое известное публике дело комитета по части благоустройства - это городская целевая программа "Благоустройство внутриквартальных проездов на 2006-2010 годы".

Когда в 2006 году Дума вместе с Администрацией г. Томска презентовали программу, принимать этот документ всерьез было бы глупо. Потому что тогда на весь город выделялись "сумасшедшие деньги" - 4 млн. рублей, по 1 млн. рублей на каждый район. Естественно, члены комитета по благоустройству понимали, что подобными средствами асфальтоукладчиков не заманишь. Обращение к областной власти позволило увеличить сумму в разы, и программа стала наконец-то выполнятся. И вовремя! Еще немного, и жители бы микрорайонов остались совсем без дорог, зато с ямами и весенними глубинными лужами. Вычленяя самые проблемные участки и проводя конкурсы, депутаты смогли нормализовать ситуацию, по крайней мере, теперь сюжетов о том, как тяжело дойти бабушкам до аптек через ухабы и овраги, на ТВ стало меньше. Потратив за 2 года 131,5 миллионов рублей, в том числе за счет субвенции областного бюджета – 94,5 миллиона рублей, в 2008 г. городские парламентарии вновь стали взывать к области, скромно интересуясь субвенциям из регионального бюджета. Деньги ожидаются, и потратить их известно как.

Предложения поступают в Думу целыми пачками, однако всем им приходится дожидаться достойного финансового сопровождения, которое как всегда задерживается. А это значит, что вопросы утилизации ТБО, очистка воды, ремонт автодорог, реставрация и поддержание жилфонда и еще ужасающее количество иных дел, остается нерешенными.

От лица исполнительной власти чаще всего выступает сам и.о. Николай Николайчук. Ряд его инициатив по улучшению положения действительно воплотились в жизнь (как, например, санитарные пятницы). Он сам, вместе со своими замами увлекается частыми инспекциями и объездами. Как, например, это было весной, когда представители мэрии предприняли ряд мер по изменению ситуации в лучшую сторону, в частности, по фасадам зданий и обустройстве территории. Будучи непосредственным свидетелем подобных вылазок на территорию врагов благоустроенности, не могу не поделится впечатлениями.

Когда наблюдаешь работу заместителей мэра в действительности, невольно вспоминаются постулаты исповедуемой США военной доктрины - "Шок и трепет". Правда, в резко усеченном варианте - видно, что "шока" у уборщиков мусора (которые так и роились вдоль маршрута следования и.о.) не было. Оземь они не бились от внезапности появления Николая Николайчука и сотоварищей, а только продолжали свою работу, по возможности стараясь слиться с окружающей местностью. Зато "трепета" было вызвано предостаточно.

Как правило, любой вопрос, возникающий в ходе инспекции, решался споро и решительно - кому штраф, кому предписание. Николай Николайчук известный своей скоростью на расправу, тогда поставил несколько личных рекордов, лишив заранее множество предпринимателей счастливого будущего. Непостоянные постройки, такие как ларьки с разнообразной снедью, было обещано прогнать с "насиженных" мест торговли, организаций и юр. лиц, безответственно относившихся к внешнему виду здания, в котором торговые точки располагаются, решили наказывать рублем. Кстати, о рубле.

Особая гордость Администрации - предложенные областной Думе изменения областного закона "Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области", которые были приняты на Собрании ГДТО без поправок. Он позволяет чиновникам накладывать неслыханные по прежним меркам штрафы, вплоть до 200 000 рублей. Те несчастные организации и лица, которые попали по результатам проверки в протокол, будут выплачивать штрафы уже в новом размере, заметил Н. Николайчук в конце своего обхода. Отсюда можно сделать определенные выводы: власть города радеет за сохранение презентабельного вида главных улиц Томска, так как их площади являются немалым богатством, с точки зрения аренды\продажи (о том как это выгодно, и.о мэра обмолвился, когда комментировал итоги обхода).

Еще одной занимательной идеей Администрации Томска, и лично Татьяны Макагон, председателя комитета по местному самоуправлению, стал конкурс "Томский дворик", который впервые провели в 1996 году. С каждым годом он стал набирать число участников и номинаций и совсем недавно обзавелся действительно интересной: "Лучшая совместная инициатива населения и управляющей компании".

Всем известно, что большинство управляющих кампаний делать что-либо сверх минимума совершенно не любят, от этого их преследуют жуткие мигрени, следовательно, надо указать на необходимость таких работ и\или простимулировать подобное желание. Стоит искренне порадоваться за тех томичей, кому действительно повезло с УК, которые сами без "тыканья" делают правильные шаги, отступая от привычной стези ремонтников и склочников. Даже такие малые, как элементарное обустройство мусорных площадок (например, на улице Мичурина они обнесены веселым, слегка аляповатым, заборчиком, который отлично скрывает неприятную картину).

Что же, по сути, требуется от властей и какие меры предпочтительнее? Несомненно, как бы часто Николай Николайчук не делал обходы, обойти весь город и самолично указать, где подкрасить, где подсыпать ему не удастся и до второго пришествия. Поэтому, основная часть работы (локального масштаба) должна выполняться УК без постоянного надсмотра. И логичнее, чтобы с ними работали непосредственно депутаты, выбранные по округам, которые сами знакомы с проблемами подотчетных территорий, благодаря обращениям граждан. Именно в такой цепи: граждане, депутат, УК, администрация района, администрация города\Дума существует наибольший потенциал. Не сказать, что ситуация сейчас носит совсем бессистемный характер, но закрепив последовательность действий соответствующими регламентами можно добиться более значимых результатов. Но это только когда речь идет о стратегии.

Тактически битву за благоустройство город проигрывает. Экологическая ситуация в Томске тяжелая и не изменится, пока основная часть предприятий сконцентрирована в городе, и остается дорожная схема, порождающая часовые пробки, наравне с преобладанием коммерческого неэкологического транспорта. Занятный факт: в городе-победителе конкурса "Самый благоустроенный город России" за 2007 год в своей категории, Стерлитамаке, в первую очередь побеждали именно экологические проблемы. Проблемы загрязнения промышленностью решились на принципах социального партнерства: только за два года было вложено свыше двух миллиардов рублей, 90 процентов которых представляют ассигнования самой промышленности. Значительно улучшившаяся экологическая обстановка серьезно повлияла на привлекательность города, как более благоустроенного и туда стали переезжать люди.

Огромнейшую роль для будущего показателя благоустройства сыграет новая градостроительная политика. Получив в наследство от Советского Союза сотни тысяч кв. метров ненадежного многоэтажного жилья в виде хрущевок, городские власти нынче вынуждены тратить миллионы на их поддержание, вместо того, чтобы эффективно вложить их в инженерные коммуникации, внутридворовое устройство и прочие житейские радости. Про частный сектор лучше вообще не думать, так как станет совсем грустно. Большой плюс нынешней позиции властей Томска заключается в поддержке комплексных проектов застройки, микрорайонами. Во-первых, это ввод в эксплуатацию сразу огромного количества жилплощади (что почитается Правительством РФ за благо), во-вторых – вместе с жилыми зданиями проектируются сразу и все элементы благоустройства, как то коммуникации, освещение, дороги, малые архитектурные формы, озеленение и прочее.

Градостроительный совет под председательством Евгения Паршуто, зам. мэра по градостроительной политике, который выполняет функции фильтрации очередных прожектов застройщиков и некоторые иные, со своей работой вполне справляется. Если благоустройство очередной площадки и не ставится во главу стола, то все равно – роль отводится значительная и не один проект уже отдали обратно на доработку. Конечно, до конца быть уверенными, что в конечном итоге все будет выглядеть, как на бумаге, нельзя - ибо известна тяга застройщиков к более "полезному" использованию территории, отданной под строительство. Но определенная регуляция деятельности все же внушает оптимизм.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать положительное заключение о перспективах благоустройства Томска. Симптоматичная для всех городов РФ (кроме столиц) проблема нехватки финансирования делает свое дело, однако, решительно, не является доминирующей проблемой. А городским властям необходимо проявить больше изобретательности, как это сделали их коллеги из городов, которые имеют подчас гораздо меньшие ресурсы изначально, и вместе с тем добились на этом поприще значительных успехов.

Максим Козырев
Предыдущие материалы:
21:50 11.06.08
20:33 02.06.08
22:13 30.05.08
19:59 27.05.08
19:57 27.05.08
19:36 27.05.08
19:32 27.05.08
22:24 19.05.08
22:47 13.05.08
22:02 13.05.08



Разработка и поддержка:
Westsib Group