На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
00:40, 2 July 2008

Рай в шалаше: что происходит в Томске с "квартирным вопросом"

Буйным цветом в Томске расцвела реклама банковских услуг. Многочисленные биллборды, повествуют о "нежирной ипотеке" и прочих гастрономически-финансовых радостях, кои ожидают тех, кто рискнет к ним обратиться. Так как с классическими услугами банковской системы все более-менее ясно, то с ипотечным кредитованием в РФ все не так однозначно.

Если что-то хорошее можно сказать об ипотеке, так это то, что она стала предметом многих свежих шуток на ТВ, и сырьем для народного фольклора – анекдотов. Пожалуй, на этом ее плюсы заканчиваются. Логично, что после идет череда минусов, их мы и будем препарировать. Но поскольку не ипотекой единой мучается человек, заодно обсудим и другие пути решения жилищного вопроса в Томской области.

Насколько актуален этот вопрос, действительно ли все так плохо в жилищной сфере региона? Пристальное внимание властей разных уровней к этой сфере - достаточное подтверждение того, что все складывается печальным образом. В основном, оно акцентируется на первоочередной помощи молодым семьям. И это вполне логично, так как Томск город "молодой", и ему всеми силами необходимо удерживать бывших студентов в пределах своих гостеприимных границ. Вместе с тем, областные власти стремятся привлечь всевозможными средствами молодых специалистов для работы и в районах региона, тем самым предотвратив отток населения оттуда. Самый надежный способ удержать человека на месте - это обеспечить приемлемые условия для проживания. Поэтому рассмотрим несколько вариантов получения жилья, за исключением классического – простого приобретения.

Ипотека, ставшая в какой-то степени олицетворением чего-то недоступного и неподъемного, является основной надеждой властей РФ. Бывший Президент, Владимир Путин во время своего руководства страной выразился таким образом: "...Жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным для граждан".

Что же, какие-то выводы из этой фразы банки для себя сделали. В отличие от начала эры ипотечного кредитования в РФ, сроки "крепостничества" действительно увеличились (от 10 до 20-30 лет, некоторые близкие к государству банки пролонгировали этот срок даже до рекордных 50 лет), что, казалось бы, должно было облегчить бремя. Ставки с тех пор тоже стали выглядеть не так устрашающе, упав с 20% до 9-12%, по настоянию Центробанка. Однако в свете всемирной истерии, случившейся на фоне кризиса ипотечного кредитования в США, банки предпочитают страховать свой бизнес и делают это несколькими путями: или обычное повышение ставки, либо дополнительные условия, как например, обязательный первый взнос (впрочем, он уже стал почти 100%-обязательным). Который не всякая семья может выплатить. На сегодняшний день эксперты расходятся во мнении, какая часть россиян способна потянуть такую ипотеку, при имеющемся росте цен на недвижимость. Конечно, Томск отнюдь не Москва, с ее паранормальным увеличением стоимости недвижимого имущества, но тенденция одна для всех по России, и получается, что благородное снижение ставок, по сути, является пшиком. Как результат, около 15% россиян в состоянии позволить себе ипотеку. В дальнейшем их количество может значительно сократиться, если условия кредитования существенно не изменятся, либо доходы россиян чудесным образом не станут достаточным для таких приобретений.

В этой ситуации на помощь и должно явится государство, с его нацпроектом "Доступное жилье", и местными региональными и муниципальными программами.

Одной из частей нацпроекта, кроме ввода в оборот большого числа кв. метров жилья и совершенствования законодательной базы, является непосредственная помощь гражданами в получении-приобретении жилья по федеральной программе "Жилище". Получать должны ветераны и инвалиды, приобретать молодые и не очень семьи. Как первым, так и вторым это сулит немалые временные затраты на оформление необходимых документов, беготню по коридорам муниципалитетов и, если повезет, само ожидание чуда. Полагается, что за годы реализации программы своего чуда дождутся, по словам руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергея Круглика 181,7 тыс. молодых семей.

Для всех субъектов существуют общие стандарты исполнения подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", исключение составляет установление предела по кв.метрам, по преодолению которого, семью перестают считать нуждающейся в улучшении жилищных условий, и как следствие подпрограмма для них работать не будет. Например, в Томской области он равен – 10 кв. метрам, если вы владеете до момента подачи заявления на помощь государства большей площадью на члена семьи – вам дадут от ворот поворот. Несомненно, хорошим подарком к новому году стало Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007г. за номером 979, благодаря которому возраст членов "молодой семьи" увеличили до 35 лет, с прежних 30. Что автоматически увеличит очереди, которые, к слову, выстроены по дате обращения.

Насколько далеко государство может зайти в своем желании помочь нуждающимся? Примерно настолько, чтобы оплатить первоначальный взнос при взятии кредита, то есть 35-40 % от расчетной (средней) стоимости жилья (по Томску: от 254 310 до 498 240 руб. на 2008г.). Понятное дело, что исходя из такой формулировки рассчитывать на нечто сногсшибательное не стоит, но тот факт, что вместе с ростом цен на недвижимость растет и субсидия, немного успокаивает.

Надо сказать, что в головах чиновников и депутатов земли томской роятся тысячи идей, о том, как облегчить бремя ипотеки и общей жилищной неустроенности. Некоторые их них достаточно интересные, как например последняя инициатива Томской администрации – субсидирования до 6% годовых ипотечного кредита для молодых семей. Не совсем ясно, является ли эта программа дополнением к общефедеральной, или ей смогут воспользоваться и те семьи, которые по каким-либо причинам не имеют возможность участвовать в подпрограмме государства (например, уже имеющие в собственности по 12 метров на человека, что все равно явно мало). Тем не менее, Администрация Томска чрезвычайно оптимистична в своих прогнозах.
"Сегодня субсидии по федеральной программе в размере не более 300 тыс. рублей получают всего 120-150 семей в год, а механизм, предложенный томской программой, сможет решить проблемы 1500 тысяч семей в возрасте до 35 лет за 2-3 года", - говорилось в соответствующем пресс-релизе мэрии.

Видимо, учитывать рост цен на недвижимость за эти 2-3 года и общую инфляцию, которая снижает кредитоспособность населения просто-напросто не стали, дабы не портить картину. К тому же субсидировать муниципалитет будет только в течение первых трех лет (ясное дело, что больший срок городской бюджет не выдержит). Исходя из всего этого, говорить о решении проблемы рановато.

Помимо этой новопринятой целевой программы, в Томске действует еще одна: "Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования "Город Томск" на 2006-2010 годы".

Как нетрудно понять, она также направлена на формирование системы оказания государственной и муниципальной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья. Механизм отличается от предыдущего, но в целом идентичен с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей". Даже последние изменения в программу делаются с оглядкой на изменения федерального уровня. Правда, до недавнего времени игнорировались неполные семьи, но потом депутаты спохватились и дополнили текст программы этим пунктом. Остается добавить, что финансирование этой программы составит в 2008 17 227,407 тыс. руб.

Немного иначе решили действовать в Администрации Томской области. Горя желанием укоренить семьи молодых специалистов на селе, которых всегда не хватает в районах области, они приняли решение субсидировать оставшуюся часть необходимых средств для приобретения или строительства жилья. Причем семье необходимо иметь изначально 30% собственных средств для получения помощи от области, но необязательно в денежном выражении. Очевидно, что власти области действительно изыскивают различные пути решения проблемы. Цены на недвижимое имущество в селах несопоставимы с городскими, следовательно, заветные 30 процентов не являются такой уж заоблачной суммой. В остальном же, программа не отличается от своих товарок.

Также депутаты области рассматривают как один из возможных путей решения жилищной проблемы, создание строительных сберегательных касс (ССК). В начале года парламентарии ГДТО обратились к коллегам федерального уровня с таким вот обращением (приведем только часть):
"… наряду с уже действующими на территории РФ механизмами, в мировой практике существуют и другие способы мобилизации финансовых средств на жилищное строительство, а именно - использование накоплений граждан на цели улучшения жилищных условий через систему сбережений".

ССК, по сути, представляет собой банк, с ограниченными возможностями в финансовых операциях. Он будет привлекать денежные средства физических и юридических лиц (в виде вкладов) и соответственно выдавать кредиты для улучшения жилищных условий.

Их работа должна облегчить накопление средств, посредством увеличения годовых при непосредственной помощи государства (вплоть до 22%, как утверждает Сергей Миронов, один из авторов законопроекта). Затем, когда первоначальный взнос накоплен, ССК выдает вкладчикам кредит на оставшуюся сумму под низкий процент.

Между тем, не все разделяют оптимизм спикера Совета Федерации. С ССК связан определенный риск, так как стоимость приобретаемого жилья не фиксируется, то есть постоянно откладывая деньги в ССК вкладчик вполне может и не получить положенную ему сумму, из-за роста стоимости жилья. Но это можно отнести скорее к недоработкам законопроекта, нежели к самому принципу работы стройсберкасс. Еще один очевидный минус – продолжительность процесса приобретения жилья. Оно намного больше, нежели по ипотечному кредитованию. Граждане со стабильным, но низким доходом могут пятилетками копить на квартиру в таком случае, что немного лучше простого откладывания денег "в чулок".

На сегодняшний день получается, что в России нет эффективного механизма решения жилищной проблемы. То, что на сегодня может предложить власть вместе с банками, может помочь лишь малой части граждан РФ, а остальным остается лишь ожидать падения манны небесной, либо новых федеральных программ и законопроектов.

Максим Козырев
Предыдущие материалы:
00:38 02.07.08
22:47 30.06.08
18:31 27.06.08
23:21 26.06.08
19:27 20.06.08
20:50 19.06.08
17:01 18.06.08
20:20 17.06.08
20:18 16.06.08
17:13 14.06.08



Разработка и поддержка:
Westsib Group