На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
15:10, 6 August 2008

План Медведева: тотальный контроль

На сайте президента РФ опубликован одобренный Дмитрием Медведевым Национальный план противодействия коррупции. Многие его положения, если их удастся реализовать, могут реально улучшить ситуацию в экономике страны и усилить защиту имущественных и иных прав граждан. Однако эффективность некоторых мер вызывает большие сомнения.

Национальный план состоит из четырех разделов и приложения, в котором перечислены законопроекты, которые предполагается принять в ближайшее время.

Первый раздел содержит ряд мер по законодательному обеспечению противодействию коррупции. Преимущественно здесь описываются новации, содержащиеся в проекте закона "О противодействии коррупции". Например, это определение понятий "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции".

Среди описанных в этом разделе мер по профилактике коррупции есть и давно ожидавшиеся: "Специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей РФ и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами РФ, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; …возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности…"

Новый закон также определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Есть среди них и очень интересные: "Сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; …развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами".

Кроме упомянутого федерального закона в Плане говорится о многочисленных законодательных поправках, вносимых с целями, некоторые из которых достойны особого упоминания. Так, впервые в отечественной практике появляется такая мера административного наказания госслужащего как дисквалификация. Кроме того, предполагается уточнить требования к судьям, сенаторам, депутатам Госдумы и иных уровней, членам избиркомов, главе Счетной палаты, его заму, аудиторам и служащим Центробанка; возложить на государственных и муниципальных служащих дополнительные запреты, ограничения и обязанности; поставить перед правоохранительными органами задачу "обнаружения имущества, подлежащего конфискации".

Еще одна задача, возможно, вызовет споры – предполагается обязать правоохранительные органы по запросу руководителя учреждения "осуществлять оперативно-разыскные мероприятия" для проверки достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых всеми вышеперечисленными гражданами – от судей до государственных и муниципальных служащих.

Еще одно изменение, возможно, вытекает из недавней известной истории с коммерческим шпионажем, за который в столице РФ были задержаны сотрудники ТНК-ВР. Напомним, что речь тогда шла якобы о краже секретного плана из "Газпрома", который к удивлению российского руководства оказался в распоряжении украинской делегации, прибывшей в Москву на переговоры об улаживании разногласий вокруг поставок российского "голубого топлива".

Так вот, в Плане в числе первоочередных мер значится: "Приведение санкций за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса РФ, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса РФ". Тем, кто не успел выучить наизусть Уголовный кодекс, сообщаем: глава 23 УК – "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях"; глава 30 УК РФ – "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Для примера: максимальная мера наказания для работника с функциями управленца в коммерческой конторе, получившего взятку, – 3 года лишения свободы, для госслужащего – 7 лет.

Второй раздел Плана называется "Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции". Здесь тоже можно найти немало любопытного. В частности, предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных госорганов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Предполагается, что такие подразделения будут следить за соблюдением госслужащими общих принципов служебного поведения (таковые содержатся в соответствующем указе президента РФ от 12 августа 2002 года), обеспечивать деятельность комиссий по разрешению конфликта интересов и т.д.

Еще один интересный пункт второго раздела Плана – рассмотреть вопрос о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность.

Ну и на десерт – тема для размышления бизнесменам, идущим в госвласть. Последний пункт второго раздела Плана предполагает решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих госслужащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.

В третьем разделе Плана приводятся меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. По-видимому, меры по правовому просвещению граждан были включены в этот раздел плана в последний момент (очевидно, потому, что это одна из любимых тем для публичного общения Дмитрия Медведева как ученого-правоведа), поэтому они выглядят менее всего проработанными. Например, такой пассаж: "Для повышения качества правового просвещения… (необходимо) …формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности; повышение правовой культуры общества в целом". Какое отношение эти постулаты имеют к плану конкретных мер, каковым выглядит описываемый документ, — не очень понятно.

Зато здесь присутствует конкретная мера, едва ли способная дать какой-то ощутимый эффект в плане повышения правовой сознательности граждан: "Обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу "Закон-ТВ". Так и видится, как пенсионеры и домохозяйки пропускают любимые сериалы, а усталые работяги, вернувшись домой, отказываются от просмотра фильмов и юмористических передач и жадно впитывают рассуждения правоведов о пользе исполнения закона. В тюрьме такой "широкий доступ населения" еще можно осуществить, а вот на воле…

Причем о "расширении количества и повышении качества телевизионных программ по правовому просвещению" речь идет и в четвертом разделе, в котором сформулированы "первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана". Между тем, такие программы как "Суд идет" и "Час суда" сейчас есть почти на каждом более-менее крупном телеканале. Из формулировки пункта Плана явствует, что их станет еще больше.

А надо ли? Хотя бы с точки зрения наличия опытных и интересных ведущих. Если адвокату Астахову удавалось привлекать аудиторию в силу личных качеств, то юрист (условно) Иванов, присланный на гостелевидение по разнарядке из администрации президента, будь он не так жив, красноречив и хорош собой, способен легко провалить любое шоу, сколько в него денег ни закачай, и дискредитировать саму задумку. Или вопрос – как быть с повышением качества соответствующих программ на коммерческом телевидении? Это уже вмешательство государства в деятельность частных СМИ. Иначе – цензура. В общем, образовательная часть Плана оставляет больше всего вопросов.

В последнем разделе Плана содержатся конкретные поручения Дмитрия Медведева – правительству, руководителю администрации президента, генпрокурору, содержащие сроки реализации указанных мер – до конца 2009 года. Законодательные акты, о которых говорилось выше, должны быть подготовлены и представлены президенту до 15 сентября 2008 года.

Николай Ульянов

По материалам ИА Росбалт
Предыдущие материалы:
18:25 05.08.08
21:03 04.08.08
20:49 04.08.08
21:19 01.08.08
19:19 31.07.08
01:01 29.07.08
21:57 28.07.08
22:41 24.07.08
22:49 22.07.08
22:07 22.07.08



Разработка и поддержка:
Westsib Group