На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
19:31, 23 April 2007

Депутат Думы Томска Тимур Хисматуллин: "В политику я пришел как хозяйственник"

Встретиться с Тимуром Хисматуллиным для интервью удалось не сразу – очень уж плотен график у заместителя генерального директора «Сибирской Аграрной Группы» и депутата Думы г. Томска. В Думе Тимур Хисматуллин является заместителем председателя бюджетно-налогового комитета и входит в состав еще нескольких: комитета по муниципальной собственности, по вопросам ЖКХ, по благоустройству и транспорту. Однако разговор начался именно с обсуждения наболевшей проблемы межбюджетных отношений между томской городской и областной Думами…

- Основная функция бюджетно-налогового комитета – это ведение бюджета, - начинает рассказывать Т. Хисматуллин. - Это документ, который касается деятельности всего города. В принципе, все предложения, которые формируются на заседаниях других комитетов и так или иначе касаются денег, стекаются к бюджетно-налоговому комитету. А здесь мы уже принимаем решения об изменениях бюджета. По большому счету, наша работа касается всех ключевых вопросов деятельности муниципалитета.

- Многие депутаты городской Думы отмечают, что между городской и областной Думами существуют трения в вопросах распределения денежных средств. В первую очередь, это должно касаться бюджетно-налогового комитета?...

- Да, действительно, проблема межбюджетных отношений стоит очень остро. Если раньше городу доставалось 30 копеек с рубля в виде налогов, то сейчас - только 16 копеек. Параллельно с централизацией власти идет централизация финансов, поэтому бюджет муниципалитета зависит от бюджета субъекта Федерации, а тот в свою очередь зависит от бюджета Федерации в целом. Это логичная политика по выстраиванию вертикали власти, и трения между городскими и областными властями из-за распределения бюджетных средств заложены в эту систему. Область оставляет городу ровно столько денег, сколько необходимо для его функционирования. А то, что необходимо для развития Томска, поступает в виде субвенций и дотаций от бюджета высшего уровня. Причем эти деньги приходят в город целенаправленно: например, необходим ремонт детских садиков, городская власть идет к областной, рассказывает о проблеме, и, в зависимости от лояльности руководства области к данному муниципалитету, деньги выделяются или не выделяются. А если не будет лояльности? Проблема появилась еще из-за взаимоотношений Макарова и Кресса. Кресс не очень доверял работе муниципалитета, поэтому держал, грубо говоря, город на голодном финансовом пайке. Еще одна причина межбюджетных разногласий между двумя уровнями власти в том, что у области может быть свое видение, куда нужно направить деньги, а у города – свое. Порой субвенции даются городу с уже расписанными указаниями, какие деньги на что использовать.

Кстати, еще одна проблема нашего бюджета – в его недостаточной плановости. У нас есть постоянная проблема с кредитами, задолженностями, когда мы планировали одно, а сделали другое. Конечно, это хорошо, что бюджет принимается до начала бюджетного года: таким образом мы определяем свои обязательства, в рамках которых планируем и деятельность. Но, например, сложно запланировать на год вперед капитальные ремонты – их иногда технически невозможно провести за этот срок.

- А не логичнее было бы городским властям распределять бюджетные средства в городе?

- Логичнее. Все-таки мы – депутаты именно от этой местности. Понятно, что больше половины областных депутатов тоже живут в Томске, но они все же представляют интересы всей области. Мы считаем, что лучше видим и понимаем городские проблемы. Но в политике, повторюсь, много зависит от личности. Сейчас у области существует некий лимит доверия к городу. Посмотрите, мы каждый год выступаем с законодательной инициативой увеличить процент отчислений от доходов областного бюджета на так называемый статус областного центра. В некоторых субъектах он доходит до 2%, у нас – только 0,5%...

- Что можно сделать, чтобы со стороны областных властей к городу было больше доверия?

- Во-первых, завоевать это доверие. Я думаю, что нынешняя Дума, благодаря своему профессионализму и своей независимости от того же муниципалитета, уже показала, что может влиять на ситуацию в городе, контролировать финансовые потоки и добиваться справедливого распределения бюджета. Своими действиями мы доказываем, что нам можно доверять. Думаю, со временем нам удастся разрешить все недоразумения по межбюджетным отношениям.

- Тимур Рашитович, Вы совмещаете депутатскую работу с серьезным постом в «Сибирской Аграрной Группе». Не мешает одно другому?

- Скажем так, одна работа накладывает на другую определенные ограничения. Однажды я для интереса сделал фотографию своего расписания: получилось, что думской работе я посвящаю порядка 35% рабочего дня. Это довольно большая часть времени, которую я отнимаю от основной работы. И, конечно, в этом есть свои минусы и плюсы. Минус в том, что я не могу полностью посвятить себя политике. Но на предприятии я сейчас работаю по той же тематике, что и в Думе (это финансово-экономический блок вопросов). Мне пригождается опыт, наработанный в «САГ». На предприятии мы также планируем бюджет, и знания в этой области помогают мне при работе в бюджетно-налоговом комитете. Много нового для меня было в комитете по вопросам ЖКХ. Основные принципы я, конечно, знал, но с нюансами по субсидиям, связанными с новым жилищным кодексом, обслуживанием жилого фонда столкнулся впервые. Помогло то, что на предприятии мы тоже отчасти занимаемся коммунальным хозяйством. Так что работа в «Сибирской Аграрной Группе» позволяет принимать компетентные решения в Думе.

- Как Вы оцениваете работу нынешнего созыва городской Думы? Можете обозначить ее сильные и слабые стороны?

- Я не могу сравнивать работу нашего созыва с предыдущим, потому что тогда я не увлекался политикой и не отслеживал результаты работы той Думы. Но тот факт, что в нынешней Думе больше профессионалов – экономистов, юристов, людей из бизнеса, являющихся скорее практиками, чем теоретиками – позволяет мне сказать, что это влиятельный орган в Томске, который заслужил доверие томичей. Я считаю, что решения, которые мы принимаем, максимально взвешенные и правильные. Мы вынуждены решать проблемы, созданные еще предыдущим созывом Думы, и это, на мой взгляд, тоже говорит о многом.

- На данном этапе главная проблема, которую мы решаем, связана с нашим коммунальным хозяйством, - продолжает Т. Хисматуллин. – За четыре года работы ТКС, состояние томской коммуналки только ухудшилось. В том, что этот вопрос был поднят, а отношения с города с ТКС, наконец, разорваны, есть огромная заслуга городских депутатов. Однако у нас до сих пор нет четкой концепции дальнейшего развития ЖКХ в Томске, и именно над ее созданием мы сейчас и работаем. Проблема в том, что ни у областной, ни у городской власти нет четких ответов на наши вопросы, нет единого понимания, как должно функционировать в дальнейшем томское коммунальное хозяйство. Порой нам приходится выбирать, как любит говорить Виктор Мельхиорович, между плохим и худшим. Мы понимаем, что без частного инвестора в этой сфере нам не обойтись. Но такие недобросовестные коммерсанты, как ТКС, дискредитировали эту систему, из-за чего мы и зашли в тупик. Сейчас областная власть предлагает свои варианты решения «коммунальной проблемы», депутаты – свои, и ни к какому компромиссу мы еще не пришли.

- Возвращаясь к вопросу работы городской Думы – никаких ее недостатков Вы пока не назвали. Неужели их нет?

- Есть, и они связаны с наличием в Думе, помимо профессионалов, такого же числа политиков. Многие люди используют трибуну Думы для продвижения собственных или партийных политических интересов. То, что половина Думы сформирована по политическим спискам, и многие мажоритарники входят в партии, это скорее не слабые стороны, а издержки любой современной Думы. Каждая политическая партия, пройдя в Думу, старается получить возможность открытой трибуны. Поэтому иногда решения каких-либо важных вопросов на заседаниях затягиваются на полдня – всем надо выговориться, высказать позицию партии, донести ее до жителей города. И это, конечно, минус, с которым приходится мириться.

- Получается, Вы делаете четкое различие между профессионалами и политиками. Почему тогда сами пришли в политику?

- Нет, какого-то четкого различия нет. Просто многие профессионалы порой становятся политиками и забывают о том, что в первую очередь они призваны улучшить жизнь людей, а не увеличить рейтинг своей партии. Я вполне допускаю, что в свое время вступлю в какую-либо партию, но только с целью продвигать интересы населения. Учитывая, что сейчас внутри Думы создаются фракции, получается, что один в поле не воин.

- А в политику я пришел в первую очередь как хозяйственник, - добавляет Т. Хисматуллин. – Городская Дума ведь решает именно приземленные вопросы, связанные с хозяйством. Я считаю, что мой опыт экономиста-хозяйственника здесь пригождается. Мы не пытаемся в гордуме заниматься политическими играми, интригами, мы просто решаем городские проблемы. Кстати еще один из минусов нашей Думы связан с муниципалитетом. Сейчас мы находимся практически в стадии предвыборной кампании Мэра. И я боюсь, что все головы – и депутатов, и руководителей города – будут заняты именно этим. Боюсь, что на какое-то время будет взят тайм-аут в принятии реальных решений.

- Вы сами коснулись темы работы городской Администрации. Как вы оцениваете кадровые перестановки, которые сейчас там происходят?

- Пока я слышал только о двух-трех перестановках – об увольнении Мазура, например. Об их необходимости должен судить либо Мэр, либо и.о. Мэра. Произошедшие кадровые изменения не коснулись ключевых фигур городского управления. Другой вопрос – это изменение вообще структуры Администрации. Каждый новый руководитель будет формировать свою команду. Но городские депутаты должны понимать, для чего происходят те или иные изменения – чтобы изменить структуру или просто уволить человека? Пока эти сокращения имели целью увольнение конкретных людей. В качестве возможных претендентов на увольнение также прозвучали имена Панасюка и Балановского. Но я общаюсь с ними по работе и считаю, что это настоящие профессионалы.

- Что еще, на Ваш взгляд, нужно изменить в Администрации города для более эффективной работы?

- Пока у Думы есть вопросы к Администрации в том, что касается непрозрачности выделения земельных участков. Мы не видим, как можно решить эту проблему. Были предложения по объединению Департамента архитектуры и Департамента перспективного развития, которые в свое время были разведены искусственно. Но все это только на стадии разговоров, никакой концепции со стороны Администрации в этом отношении не представлено. По-моему там, в связи с предстоящими выборами, не очень торопятся что-то менять.

А структурные изменения, между тем, необходимы. Уже давно говорят об упразднении Департамента ЖКХ, функции которого перешли сейчас на уровень управляющих компаний. Но там к этому готовы, у них есть предложения по собственному реформированию. Напрашивается объединение Департаментов перспективного строительства и градостроительства. Администрация также предлагала упразднить Департамент социальной политики, но тут, на мой взгляд, можно поспорить: с одной стороны, социальной политикой должен заниматься субъект Федерации, но и нам никто не мешает сохранить этот Департамент и тоже вести работу по социальной поддержке населения. В любом случае, структурные изменения Администрации города – это большая работа, которая, скорее всего, будет проведена в ближайшие полгода. Но ни в коем случае нельзя заниматься этим «на ходу»! Сократим департамент, уволим человека – и нет проблемы? А как же это дальше будет работать? Пока непонятно.

- Благодаря своей основной работе Вы достаточно осведомлены о проблемах и достижениях томского агропромышленного комплекса. Как там дела обстоят?

- Томск – это не зона агропромышленного бизнеса. По большому счету, «Сибирская Аграрная Группа» присутствует на этой территории как пищевое предприятие. Сельскохозяйственное производство развивается в районах: в Асиновском и Томском. Если говорить об успехах, то нужно разделить сферу животноводства и растениеводства. В животноводстве успехи довольно ощутимые: рост поголовья, рост других специфических показателей. И здесь Томская область – лидер в Сибирском федеральном округе. У нас хороший прирост производства курицы, свинины и так далее.

А вот растениеводство, к сожалению, планово-убыточное, существует только благодаря поддержке областного бюджета. Убытки здесь мы несем уже два года подряд, и главная причина в том, что Томская область – это территория рискованного земледелия. В последнее время сплошная череда неурожаев: то засуха, то наоборот, отсутствие солнца… Собрать хороший урожай всегда что-то мешает. Например, с техникой у нас огромные проблемы. В наследство от колхозов нам достались разваливающиеся коровники, оборудование, которое сейчас уже приходит в негодность, и его необходимо срочно менять. Сегодня принято решение переходить, по возможности, на новую зарубежную технику. Надеемся таким образом решить первый уровень проблем.

Другая проблема – нерентабельность некоторых отраслей животноводства. Например, поддерживать рост поголовья крупного рогатого скота без поддержки области было бы просто невозможно – КРС на сегодняшний день нерентабелен. Также с помощью областных средств в этом году мы планируем построить ферму молочного производства в Асиновском районе. На это, кстати, повлияло и то, что мы попали в нацпроект по строительству ферм. Без подобной поддержки мы ни за что не решились бы на такой шаг.

- Вы выпускник Томского Гуманитарного лицея, который уже несколько лет находится в тяжелом положении из-за аварийного помещения. Вы занимались этим вопросом? И каковы вообще перспективы решения проблемы?

- Проблема исключительно в нехватке финансов. На окончание строительных работ в Томском Гуманитарном Лицее необходима смета порядка 70 млн. рублей. Без этих денег ни о какой глобальной реконструкции здания Лицея не может быть и речи. К тому же сейчас и городская, и областная власти ставят основной акцент на решении проблем дошкольных учреждений. Очередь в детские сады достигает 12 тыс. человек, а в школах, между тем, есть свободные места. Именно поэтому субвенция приходит по целевой программе дошкольников. Да, реконструкция Лицея начата уже давно, и я стараюсь отстаивать его интересы, но при этом понимаю, что когда на одной чаше весов несколько детских садов, а на другой – несколько школ, то приходится идти на компромиссы и поддерживать решения областной власти. Я надеюсь, что на следующий год мы обязательно запланируем существенные бюджетные средства на решение этой проблемы. Насколько мне известно, сейчас контур здания Лицея сделан, там поставили стеклопакеты, сделали крышу – как минимум от ветра и дождей здание защищено. Кроме меня, еще ряд депутатов радеют за интересы Томского Гуманитарного Лицея, поэтому я надеюсь на успешное решение вопроса.

- Все-таки, какая работа для Вас сейчас более приоритетна – не по количеству затраченного на нее времени, а по собственным ощущениям?

- Конечно, приоритет я отдаю работе на предприятии, но мне интересно заниматься и тем, и другим. К тому же с течением времени я, благодаря помощи своих сотрудников в «Сибирской Аграрной Группе», все больше и больше могу отвлекаться на работу в Думе. Я понимаю, что работая депутатом, я опосредованно решаю не только проблемы своего округа, но и проблемы всех жителей, в том числе – наших сотрудников. В «Сибирской Аграрной Группе» трудятся около 4 тыс. человек, у нас одно из самых больших предприятий Томска, и большинство сотрудников живет именно в городе. Они ходят по тем же улицам, пользуются теми же коммунальными услугами, так что решая общегородские проблемы, я помогаю собственному предприятию. Увеличение благосостояния жителей Томска сказывается и на нашем бизнесе, то есть вся моя деятельность направлена на одну цель: чтобы в Томске было лучше и комфортнее жить. Поэтому постепенно я готов все больше и больше времени отдавать депутатской работе в Думе.

- Как семья реагирует на вашу занятость?

- Я определил два святых для себя дня – субботу и воскресенье. Их я стараюсь обязательно посвятить семье. А буквально полтора-два года назад я еще раз открыл для себя правдивость утверждения, что спортом заняться никогда не поздно. Мы вместе с семьей ходим в бассейн, катаемся на лыжах – и на беговых, и на горных. Это позволяет мне не только развиваться физически, но и научить сына каким-то видам спорта, и семью это укрепляет прекрасно! В прошлом году купил себе велосипед. В детстве я как-то не понимал всей прелести велосипедного катания, а сейчас оценил, кроме того, это еще и очень полезно. Ну и для души - я иногда люблю поохотиться.

Беседовала Анна Степцюра

Все материалы по теме Портрет политика
Предыдущие материалы:
17:51 23.04.07
21:16 20.04.07
21:06 20.04.07
23:04 19.04.07
16:07 19.04.07
14:53 19.04.07
01:56 19.04.07
20:42 16.04.07
19:13 16.04.07
17:56 16.04.07



Разработка и поддержка:
Westsib Group