На главнуюНаписать письмоПоиск по сайту
Авторизация в системе:
Регистрация   Пароль?   Проблемы?
17:32, 3 May 2007

Махир Рустамов: "Меньше политики, больше дела"

Родился в Азербайджане, учился в Белоруссии, живет в Сибири – депутата Думы г. Томска Махира Рустамова вполне можно назвать человеком мира. Он возглавляет комитет по благоустройству и транспорту, к которому в последнее время приковано всеобщее внимание. Какими будут цены на проезд в городском общественном транспорте? Как возродить томский электротранспорт? Как наладить в городе новые транспортные схемы? Для Махира Рустамова эти вопросы – не головная боль, а ежедневная работа. «У нас должно быть меньше политики и больше дела», - говорит он и начинает рассказывать:

- Сфера деятельности комитета, который я возглавляю, полностью отражена в его названии – по благоустройству и транспорту. Обустройство дорог и кварталов, озеленение города и, конечно, транспортные проблемы – вот вопросы, которыми мы занимаемся круглый год. Мы принимаем решения, контролируем их выполнение, работаем с нормативными актами. Я возглавляю этот комитет с момента начала работы III созыва городской Думы. Мне это интересно – я по образованию строитель, люблю порядок.

- Что сейчас стоит в комитете на повестке дня?

- В первую очередь – транспортная проблема. К сожалению, мы сегодня стали заложниками ситуации: муниципальный транспорт потеряли, частники имеют возможность диктовать городу свои условия. Любой неверный шаг со стороны власти может привести к фатальным последствиям. Понимая это и имея свое собственное мнение о том, какая транспортная схема должна быть в Томске, мы пытаемся регулировать ситуацию. Наверное, по законам экономики это неправильно, но зато есть польза для города. Транспортная политика в любом случае должна подчиняться органами власти. Эта функция передана субъекту федерации, и раньше решения принимала мэрия, однако сейчас мы забрали эти полномочия к себе, в городскую Думу. Для этого были определенные предпосылки. Помните ситуацию, когда маршрутники хотели сделать проезд для пенсионеров по той же цене, что и для основной категории граждан? Мы попросили неделю на обсуждение, но некоторые маршрутки все-таки начали возить стариков за пять рублей, и городская адинимстрация ничего не смогла сделать. Тогда мы и «забрали» полномочия по решению транспортных проблем в Думу и приняли конкретное решение – пенсионеров возить за 5 рублей, а всех остальных – за 7.

- Ясно, что избежать повышения тарифа не удастся. Чем вы руководствуетесь, когда решаете, насколько его поднимать?

- Последние три года цена на проезд в общественном транспорте Томска действительно не повышалась. Данные, которыми мы руководствуемся при принятии решения, насколько увеличить тарифы – приблизительные. Нет отчетности, сколько пассажиров ежедневно ездит по тому или иному маршруту, какие расходы несет при этом предприниматель. Для того, чтобы отслеживать это, необходимо хотя бы наличие в каждом автобусе кассового аппарата. Принятое сегодня решение большей частью опирается на те исследования, которые были когда-то заказаны Думой. Администрация города предлагала сделать плату за проезд в маршрутках для всех пассажиров – 10 рублей, для пенсионеров – 7 рублей, а в электротранспорте – 6 рублей. Сразу такое решение не приняли, было много споров в комитете, создали специальную рабочую группу, пригласили специалистов, которые бы могли дать дополнительную информацию по вопросу. И мы остановились пока на таких цифрах: 9 рублей – цена за проезд в маршрутках для основной категории граждан, 6 рублей – для пенсионеров, 5 рублей – цена за проезд в электротранспорте.

Операция «Реанимация»

- Еще одна задача, которая остро стоит на данный момент – это необходимость «реанимировать» томский электротранспорт, - продолжает М. Рустамов. – Причин тому несколько. Во-первых, у нас в городе очень неблагоприятная экологическая обстановка, маленькие автобусы – это один из основных источников загрязнения. Во-вторых, увеличив популярность трамваев, мы разгрузим центральные улицы, по которым сейчас ездить практически невозможно. И, в-третьих, мы дадим второе дыхание томскому электротранспорту, появятся дополнительные рабочие места. К тому же если у маршруток появится альтернатива, предпринимателям станет не так-то просто «брать власти за горло».

Бюджетные возможности в этом вопросе ограничены: в текущем году на обновление трамвайных и троллейбусных парков, ремонтные работы мы выделили около 93 млн. рублей. Но чтобы вернуть электротранспорт хотя бы к тому состоянию, в котором он был в начале 2000 года, требуется гораздо больше. Программа по выведению из кризиса электротранспорта рассчитана на три года и предполагает выделение порядка 365 миллионов рублей. Задача руководства ТТУ, цель нашей программы – увеличить пассажиропоток. Если в 2003 году на трамваях и троллейбусах ездило 65 млн. пассажиров в год, то сегодня – только 23 млн. И основная причина этого – запущенность трамвайных и троллейбусных парков. Если же мы обновляем парки и увеличиваем количество пассажироперевозок до 60-70 млн. человек в год, это сразу значительно разгружает наш центральный проспект. Нам нужно, чтобы приблизительно 50% пассажиров перешли на муниципальный вид транспорта, где можно легко провести все расчеты, где мы можем точно определить стоимость проезда, затраты и так далее. Только тогда мы сможем социально защитить все категории людей. Пока это невозможно из-за господствующего в транспорте частного бизнеса.

- А нет риска опять вернуться к тому же самому, из-за чего частный бизнес и пришел в томский транспорт? Когда люди стояли по 30 минут на остановках, дожидаясь троллейбуса…

- Это невозможно. Раньше мы стояли по 20 минут на остановках, а сегодня в пробках! У нас возникла другая проблема: увеличилось количество пассажиров. Основная часть населения области сконцентрирована в городе Томске. Появилось очень много больших домов-новостроек, из которых на остановки выходит огромное количество людей. Маленькие пазики просто не справляются с таким пассажиропотоком. Чтобы увезти всех желающих, такие автобусы должны идти сплошным потоком, а от этого появляются пробки. Мы считаем, что в городе живет 500 тыс. населения, а на самом деле - сколько здесь приезжих из области, студентов и т.д. И они все ездят на автобусах.

- Но большие автобусы не смогут ездить по маленьким улочкам, где легко проезжают маршрутки.

- Но маршрутки ведь никуда не денутся. Они будут ходить по всем параллельным проспекту Ленина улицам. Транспортную проблему не решить просто покупкой больших автобусов, в Томске должны быть разработаны новые транспортные схемы. Нам также необходимо освободить некоторые улицы от уличной торговли, заасфальтировать определенные участки дорог, произвести некоторые изменения в расстановке светофоров, что позволит увеличить скорость прохождения транспорта.

- Второй этап - после вывода из кризиса томского электротранспорта – это создание акционерного общества с привлечением частных инвестиций на базе имущественного комплекса «Горавтотранс», - рассказывает М. Рустамов. – Сейчас этот комплекс тоже является муниципальным, но он сдается в аренду. Сегодня мы планируем на его базе создать акционерное общество, контрольный или блокирующий пакет акций которого будет принадлежать муниципалитету. В него мы планируем пригласить инвесторов, с помощью которых и обновим городской автобусный парк. Одних бюджетных средств для этого недостаточно. Уже сегодня желающих вступить в такое акционерное общество много.

- И когда можно ожидать обновления томского транспорта?

- Я думаю, через два-три года маленьких автобусов в Томске мы уже не увидим, а если увидим – то только на окраинах. Чтобы заменить большую часть пазиков, нужно приобрести 350 автобусов вместимостью 90-120 человек. В этом году на деньги частных инвесторов планируется закупить около 100 больших автобусов. При этом регулирование перевозок, как и блокирующий пакет акций в АО должны остаться за городскими властями.

- А как городская власть собирается урегулировать недовольство маршрутников?

- Однозначно будет проведен конкурс на маршруты. Обязательным условием для продолжения работы маршрута должно стать наличие кондуктора и единой формы одежды – размер тарифа как раз учитывает эти затраты. Также принято решение, что если официально будет зафиксировано и доказано две или три грубости со стороны водителя, он снимается с маршрута. В Томске должны быть органы, контролирующие выполнение этих требований, например, транспортная милиция. Для частников возить пассажиров даже за 7 рублей – это очень выгодный бизнес. 135 млн. пассажироперевозок в год, по 7 рублей с человека – это миллиард с лишним рублей. Половина городского бюджета! Да, маршрутники могут саботировать наше решение и все равно увеличить стоимость проезда. Но мы делаем все, чтобы этого не допустить. Мы должны лишить частных предпринимателей монополии в общественном транспорте, создать в этой области конкурентную среду. Но регулировать транспортную политику должны городские власти. Я надеюсь, что в ближайшие два года нам удастся снять этот вопрос с повестки дня.

Наукой заниматься Томску дешевле

- Махир Рустамович, не так давно завершилось обсуждение генерального плана развития города. Многие Ваши коллеги по Думе уже высказывали свое отношение к этому документу. На Ваш взгляд, какие в нем есть недочеты?

- По итогам обсуждения генплана в Думе создается рабочая группа, которая должна будет проработать все собранные по нему замечания. В план обязательно будут вноситься коррективы. Лично у меня возникло много вопросов по транспортной схеме города. Этот генплан рассчитан четко на 500 тыс. населения, и к этому привязаны все транспортные схемы. Но город ведь меняется, растет! Ежегодно количество машин у нас увеличивается примерно на 10%. Они должны где-то ездить. В ближайшие семь-восемь лет количество транспорта увеличится примерно в два раза. И коли уж мы говорим о генплане развития Томска на 10-15 лет вперед, эти показатели обязательно должны быть учтены. Затем, на мой взгляд, в плане не предусмотрено достаточное количество зеленых зон. Нет ясности, в каком направлении будет развиваться город. Вообще, очень плохо, что томский генплан создавался в Санкт-Петербурге людьми, которые не видели реальной ситуации в городе.

- А вы как считаете, в каком направлении Томску необходимо развиваться?

- Самое дешевое и самое перспективное направление для нашего развития – это наука. Для развития промышленности мы неправильно расположены географически, город находится в своеобразном тупике. Конечно, совсем без нее обойтись нельзя. Но томская промышленность должна развиваться в направлении, обслуживающем нашу уникальную научную инфраструктуру.

Сегодня нужны послушные

- Опыт руководства ООО «Холдингом ОМЕГА» пригождается Вам в работе комитета по развитию предпринимательства?

- Конечно. Я уже 20 с лишним лет работаю руководителем предприятия. Пригождается и опыт работы депутатом в областной Думе – особенно при работе с нормативными и правовыми актами.

- С какими проблемами сталкивается предпринимательство в Томске?

- С теми же, что и по всей России. У нас нет долгосрочной налоговой политики, развитой инфраструктуры. Инвестиционная привлекательность, к сожалению, в Томске очень низкая. Федеральное руководство никак не может окончательно решить, в какую сторону нам развиваться.

- С 1997 по 2001 год Вы были депутатом ГосДумы Томской области. А почему сейчас пошли в городскую Думу?

- А здесь интересней! Здесь больше конкретики, результат твоего труда виден сразу. Областная Дума – это, прежде всего, законотворческий орган. В городской Думе депутаты каждый день решают конкретные проблемы. Если мы приняли решение, как должен ходить транспорт в городе – значит, через неделю он так ходит.

- Какие плюсы и минусы Вы можете выделить в нынешней городской Думе?

- Большим минусом считаю то, что у нас мало полномочий. Состав нынешней городской Думы Томска очень силен. Депутаты могли бы решать некоторые вопросы федерального и областного уровня – причем сделали бы это быстро и эффективно. В Думе Томска сегодня много людей, которые занимаются бизнесом, а это значит, что они всегда смотрят в завтрашний день, не стоят на месте. Поэтому нынешняя Дума могла бы делать гораздо больше, чем ей сегодня позволено.

- А в будущем увеличения полномочий не предвидится?

- Нет. Наоборот – некоторые полномочия у нас еще могут отобрать. Знаете, умники сегодня нигде не нужны, нужны послушные.

- Новую областную Думу Вы как восприняли?

- Сейчас сложно говорить об этом, прошло слишком мало времени с начала ее работы. Судить ведь надо по делам. Думаю, что с задачами, которые им отводятся, они справятся.

Сибиряк из Азербайджана

- Вы родились в Азербайджане, высшее образование получали в Белоруссии, живете в Томске. Так кем себя больше ощущаете?

- Сибиряком. Там прошло детство и молодость, а сознательная жизнь началась в Сибири. Сибиряки – это менталитет, который не зависит от национальности.

- Что Вы вкладываете в слово «сибиряк»?

- О, это особый вид народности! Сибиряки устойчивы к чрезвычайным природным условиям, с этим связано особое чувство локтя, поддержки друг друга. Сибиряки умеют выживать, они очень практичные. Сибиряка даже внешне сразу узнаешь, но это и особое состояние души.

- Из сыновей Вы тоже настоящих сибиряков воспитали?

- Они уже сибиряки, они родились здесь.

- Вы их к политике не готовите?

- Нет, я не хотел бы, чтобы они занимались политикой. У нас вообще должно быть меньше политики и больше дела. Городская Дума, например, - это совершенно не политический орган. Я не считаю себя политиком, я хозяйственник. Когда люди идут в городскую Думу по политическим спискам, на мой взгляд, это неправильно. Вот на уровне Политика Федерального собрания, Госдумы РФ – да, там должна быть политика. А у нас депутаты должны избираться не по партийной принадлежности, а по своим деловым и человеческим качествам. Какая в Томске политика? Нам нужно строить, благоустраивать город, о людях заботиться, а не политикой заниматься.

Беседовала Анна Степцюра

Все материалы по теме Портрет политика
Предыдущие материалы:
20:29 02.05.07
20:26 02.05.07
20:24 02.05.07
20:05 28.04.07
18:00 27.04.07
17:46 27.04.07
16:51 27.04.07
18:18 26.04.07
18:12 26.04.07
19:41 25.04.07



Разработка и поддержка:
Westsib Group